Хоть мы и живём в век информационных технологий, многие факты украинской протестантской истории мы все-таки не знаем. А ведь события конца 19-го века, которые происходили в украинском протестантизме, оказали огромное влияние на современную церковь в нашей стране. Иван Григорьевич Рябошапка - один из пионеров евангельского пробуждения в Украине. Он родился в 1831 г. в селе Любомирка Херсонской губернии (ныне Кировоградская область).
Его родители были крепостными, поэтому Иван в детстве не учился в школе. Грамоту он освоил уже в зрелом возрасте. С детских лет он был пастухом, потом обучался кузнечному и слесарному делу. В поисках работы Иван исходил всю Херсонскую губернию, бывал на Екатеринославщине и в Таврии, встречался с самыми разными людьми, с прилежностью посещал православные храмы, беседовал со священниками, но все это не приносило ему желаемого удовлетворения.
Когда Рябошапка научился читать и писать, все свободное время проводил за чтением Евангелия. Однако, читая его, он говорил: “Как могу разуметь, если кто не наставит меня?” (Деян. 8:31). И милостивый Бог послал ему такого наставника. Им оказался житель немецкой лютеранской колонии в Украине Мартин Гюбнер. Именно этот человек и рассказал Ивану о необходимости личного обращения к Богу. Вместе с Гюбнером он стал посещать библейские занятия (”бибельштунден”). Тех, кто их посещал, позже стали называть “штундистами”. Это прозвище на долгие годы пристало к евангельским верующим.
Однажды на таком собрании прозвучала проповедь об обращении Савла. Она оказала большое влияние на Ивана. Когда на следующий день Рябошапка читал на мельнице Новый Завет, он вдруг почувствовал сильное желание помолиться. Он встал на колени, и впервые в своей жизни сознательно обратился к Богу, прося Его прощения за грехи. Позже он рассказывал: “От радости я кричал на мельнице и славил Бога”. Так началась новая жизнь Ивана Рябошапки.
Постепенно Иван Григорьевич Рябошапка пришел к пониманию необходимости крещения по вере. Но от кого принять крещение? Крещеных русских и украинских евангельских христиан в округе не было, а немецкие баптисты не решались крестить местных новообращенных, чтобы не быть обвиненными в “совращении православных”. Однако уже в 1870 году Рябошапка принял крещение от жителя деревни Карловка Ефима Цимбала, который в свою очередь был крещен немецким проповедником Абрагамом Унгером. После этого Рябошапка сам стал совершать крещения.
Через некоторое время обратились к Господу его жена Аксинья, Иван Рыбалка, Максим Кравченко и другие односельчане. В Любомирке образовалась группа евангельских верующих. Сначала было десять таких семей. Они собирались в доме Рябошапки, читали Библию, молились, пели гимны. Постепенно число желающих слушать Слово Божие росло.
Односельчане относились к верующим в основном с уважением. Один из современников писал: “Все, знающие штундистов, считают их за людей честных, трезвых, трудолюбивых, за передовых людей крестьянского сословия. Нужно быть слишком озлобленным, чтобы относиться с презрением к людям, которые вечно заняты работой, а всякое свободное время посвящающим грамоте” (чтобы самим читать Евангелие - В.Т.).
Иван Рябошапка стал горячим проповедником Евангелия. Он проповедовал не только в Любомирке, но и в других селениях. В кармане у него всегда было Евангелие, он использовал любой подходящий случай, чтобы засвидетельствовать о Христе. О его служении ходят легенды. Например, рассказывают, что, приезжая на ярмарку, он взбирался на телегу и кричал: “Нашел! Нашел!” Когда на этот крик собирались люди, он рассказывал о том, как нашел Господа Иисуса Христа и приобрел мир и покой своей душе. Многие люди обратились к Господу через его свидетельство.
В Любомирку приезжали и приходили верующие из других селений. Иван Григорьевич Рябошапка был первым пресвитером Любомирской церкви. Позже в округе вскоре возникали новые домашние церкви.
Арест, ссылка и эмиграция
В 1867 г. Рябошапка побывал в деревне Основа Одесского уезда и познакомился с другими лидерами евангельского движения - Онищенко, Ратушным, Балабаном. В том же году впервые Рябошапку арестовали за проповедь. В 1868 г. его снова арестовали и семь недель продержали в тюрьме.
Репрессии по отношению к русско-украинским штундистам и баптистам особенно усилились с начала 80-х годов 19 ст. Это было так называемое “победоносцевское время” (по имени обер-прокурора Синода Победоносцева, гонителя христиан). Собрания верующих стали подвергаться нападениям во главе с сотскими и старостами. Молящихся грубо выталкивали из домов, в которых они собирались, избивали кольями и камнями. Несмотря на гонения, на собраниях Любомирской общины бывало до трехсот человек. Община построила молитвенный дом, но вскоре он был опечатан и затем разорен. Тогда Рябошапка решил построить у себя в усадьбе клуню для собраний. При помощи братьев ему удалось это сделать.
В 1886 г. Рябошапка и другие христиане были взяты под надзор полиции и местных властей без права выезда. Однако угрозы и преследования не могли остановить ревностного благовестника - он продолжал свое служение “нелегально”. При малейшей возможности он посещал общины, проповедовал и совершал крещения по ночам.
В 1894 г. Иван Григорьевич был сослан на пять лет в Ереван. Условия его пребывания в ссылке были крайне тяжелыми. За год до своей смерти в 1899 г. Рябошапка эмигрировал в Турцию, а затем в Болгарию, чтобы там проповедовать Евангелие русским и украинским эмигрантам. Иван Григорьевич неоднократно пытался вернуться в Украину, но братья останавливали его и просили не спешить. Однако у Господа были Свои планы.
В эмиграции Рябошапка тяжело заболел и, понимая, что его земной путь подошел к концу, попросил жену возвратиться в Любомирку и передать низкий поклон всем братьям, с которыми он вместе трудился. Он просил не печалиться о нем, так как Господь усмотрел для него “нечто лучшее”, благодарил за молитвы о себе и говорил, что простил всех своих гонителей.
Умер Иван Григорьевич Рябошапка 5 февраля 1900 г. в Болгарии. Его жена, Аксинья Рябошапка, получила разрешение вернуться на родину и в конце того же года возвратилась в родную Любомирку. Местные братья и сестры окружили ее любовью и заботой.
Рябошапку сегодня называют Апостолом евангельского христианства в Украине.
Владимир Тарасюк, ProChurch.info
Интересный архивный документ:
N150x Ф.1, Оп.1, Д.40
Министерство Внутренних Дел
Киевский Губернатор по канцелярии
Частичная секретность
30 ноября, 1873 года
N4196, Киев
Господину херсонскому Губернатору
Сообщается, что в Чаплинку Таращанского уезда приезжал Рябошапка, который, проповедуя учение штундистов, имеет много последователей, считающих его своим священником и Апостолом. У крестьян с. Чаплинки есть портрет Рябошапки, почитаемый ими выше икон. Приметы Рябошапки следующие: лет около 45, роста выше среднего, волосы на голове темно-русые, лицо круглое, носит бороду, одевается в костюм более немецкого покроя. По заявлению крестьянина Димитрия, Рябошапка имеет в с. Любомирке мельницу.
Губернатор (подпись)
Правитель Канцелярии (подпись)
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()