Публицистический сборник Максимa Балаклицкого «Писание и политика», опубликованный в этом году в серии «Национальные евангельские авторы», увлек меня к моим воспоминаниям детства. Каким бы странным это ни казалось.
Еще в 60-е – 70-е годы прошлого века, во времена Советского Союза, я видела, как общество по-разному относится к людям в зависимости от их веры в Бога. Тогда я понятия не имела, что существует много религий, культов.
То, что я тогда усвоила, — это родительский запрет играть и даже разговаривать с «субботниками» моего села. Их было много; я видела, как они шли по улице, чисто и красиво одетые, семьями или группами молодежи, направляющиеся «на собрание». Это было таинственное слово, наполненным странным, едва понятным смыслом. Я видела и слышала, как с ними обращались не по-человечески или же с подчеркнутым безразличием в школе, и не понимала, что происходит. Больше всего меня удивляло то, что они не пытались защищаться от нападок и оскорблений. «Какие дураки!», — думала я тогда. С другой стороны, понимала, что сила не на их стороне, что они ничего не могут предпринять, чтобы защититься. Если взрослые, родители и учителя — все вместе так ополчились против них, значит, здесь что-то неладно. А поэтому так и должно быть.
Здесь была замешана политика государства, позволяющая грубое вмешательство в жизнь моих верующих односельчан, которых оно обвиняло, отвергало и преследовало всеми возможными методами угнетения. То, что я видела, слышала и понимала, было лишь верхушкой айсберга. «Виной» всему был Бог, Которого выбрали эти «несчастные» из моего далекого детства. Я и не подозревала тогда, что спустя много лет, на пике моего профессионального, семейного становления, на высоте сознательной жизни я стану одной из этих отверженных и что услышу не раз приговор «мы не вмешиваемся в политику».
Несмотря на то, что изменился общественный строй, несмотря на то, что вроде бы никому уже нет дела, какую веру ты исповедуешь и как молишься Богу, несмотря на то, что религиозная свобода, казалось бы, надолго установилась посредством действующих законов и так называемой социальной толерантности, маргинальные протестанты, или, как их называют в постсоветском пространстве, сектанты, еще несут тяжёлое бремя социального отвержения и презрения.
Почему мое вступление так пространно? Потому что все еще бытует глубоко укоренившееся мнение, что жизнь верующего, особенно протестанта, ограничивается лишь его взаимоотношениями с Богом и ближними, а государственная политика, общественный строй — это «чужое поле», и невозможно оставаться верующим, если, предположим, ты смеешь позволить себе хоть немного интересоваться «кухней» власть имеющих. Тем более, если ничего не можешь изменить. Кто ты такой, чтобы заниматься этим? Оставь большие дела для руководителей, а ты, маленький человек, неси свой крест молчаливо и безропотно.
В этой токсичной атмосфере нашелся смелый молодой человек, который приоткрывает завесу предрассудков, страхов и сомнений посредством насколько мудрой, настолько полезной книги. Это Максим Балаклицкий и его вышеупомянутый сборник.
В книге три предисловия. Одно их них — автора, в котором он выражает свое убеждение в том, что политика является неотъемлемой частью христианской жизни и «отделение Церкви от государства не означает отделения ее от общества». Другие два написаны доктором богословия Феликсом Понятовским и магистром служения в библейском консультировании Василием Юнаком.
В сборнике два раздела — «Христианин и государство» и «Христианин и общество». Завершается он сведениями об авторе.
Хотя работа довольно объемная (215 страниц), читается на одном дыхании и с большим интересом. Автор обладает даром писать на современном, ясном и доступном языке.
В век, в котором человечество более жестко сталкивается с последствиями отхода от христианства, т.е. устранения Бога из жизни человека, журналистский стиль кажется наиболее подходящим для выведения из небытия весьма актуальной и необходимой темы. Уже в первой главе посредством чередования общественных устройств и личностей читателю предлагается библейская панорама политической истории человечества, за которой следует заключение, с которым трудно согласиться светскому человеку. Однако благодаря этому работа является более ценной, особенно для молодых людей.
Автор приходит к выводу, что лучший социальный порядок — это вечное Царство Сына Человеческого, которое будет создано в результате Его возвращения на землю, и духом этого Царства является дух смирения и служения ближнему.
Одна из дилемм (признанных или нет) и отдельного христианина, и общины верующих, которая всегда занимала ищущие ответы умы — это отношение и/или участие в общественно-политической жизни страны. Максим Балаклицкий дает четкий и однозначный ответ: преданность Богу рано или поздно вызывает недовольство земной власти. В этом контексте спасение приходит с пониманием того, что политика постоянно меняется, она всегда разная, а Истина остается вечной. Выводы, к которым приходит автор, подтверждаются детальным анализом хорошо известных историй Библии, часто с невероятно свежей точки зрения. Таким образом, становится ясно, каким должно быть отношение верующего к властителям мира сего, которым Бог позволил находиться во главе государств, и в то же время исповедовать в полной мере свою веру в повседневной жизни.
В работе кажется логичным подход к высокочувствительной в нашем регионе теме. Это — захватнические действия, осуществляющиеся под завесой этнических и социальных разногласий. Работа дает четкий ответ на эти ситуации, и автор выявляет их с талантом эксперта. Зная, что Максим Балаклицкий родом из Харькова, становится очевидным, что он сформировался как эксперт в драматической реальности кризиса в соседней стране — Украине.
«Что зависит от меня? Что я могу сделать? Моя ли эта работа?» — это всего лишь несколько вопросов, которые ставит перед собой читатель, прочитав книгу «Писание и политика», и это главная заслуга автора, который дал ответы на некоторые из них. Это личные ответы, прожитые и обдуманные при температуре сегодняшнего дня; они эхом отзываются в человеческой истории, рассказанной под божественным вдохновением. Это ответы, которые побуждают читателя задавать себе экзистенциальные вопросы.
Считаю своевременным и библейским подход к темам, связанным с «политической корректностью», — аморальность, возведенная в ранг индивидуальной, групповой, государственной и даже глобальной политики. Автор призывает всех увидеть связь между верой человека и его взглядами на жизнь и ценности. Идеалом христиан остаются слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 18:36: «Царство Мое не от мира сего». Как и в любом царстве, в нем свои законы и правила, от соблюдения которых зависит его надлежащее функционирование. Христианство же, в большинстве случаев, ослаблено отрицанием библейского учения о Законе Божьем и, соответственно, подытоживает автор, христиане наступают на одни и те же грабли, что и неверующие — нарушают Закон Бога вместо того, чтобы донести его до всего человечества. С другой стороны, там, где божественные законы претворены в жизнь, наблюдается рост благосостояния и нравственности.
В качестве примера, по мнению автора, могут служить страны с протестантским большинством в определенные периоды их развития, Израиль, а также некоторые отдельные личности независимо от того, в какой общественно-политической или экономической среде они живут.
Максим Балаклицкий показывает ценность значения библейского подхода и в воспитании молодого поколения. Принципы честности, трудолюбия, надлежащего распоряжения деньгами, альтруизм являются сугубо библейскими; и там, где они соблюдаются, правильно понимаются и применяются, приносят хорошие и приятные результаты и делают жизнь человека намного проще и легче, потому что он достигает наивысшей степени свободы — умения управлять своей собственной жизнью. А «добровольный труд свободных и равных — основа справедливого общества» (стр. 164).
Книга Притчей по праву считается автором поэмой библейского педагогического учения. Здесь сосредоточены самые мудрые нравоучения мужчины, который не внял здравым советам и пожал горькие плоды недостатка проницательности, но выздоровел и, под божественным вдохновением, признал ошибки своей жизни, чтобы преподать урок потомкам.
Не остались без внимания автора и такие темы, как место, роль и миссия общины верующих в обществе, жизненно-важное значение здорового образа жизни. В связи с этим украинская церковь адвентистов взяла на себя ответственность перед Богом и согражданами и основала десять санаторных центров, где каждый желающий может восстановить свое здоровье, как природными методами, так и посредством соответствующего обучения.
Я горячо рекомендую публицистический сборник «Писание и политика» всем тем, кто ставит перед собой жизненно важные вопросы относительно взаимосвязи между политическими вопросами и вопросами вероисповедания, которые так витиевато переплетены, что порой в них невозможно разобраться, если у человека нет надежного духовного ориентира, коим является БИБЛИЯ.
Больше о книге Максима Балаклицкого «Писание и политика» (Коростень: МЧП «Триада С», 2016. — 216 с. Серия «Национальные евангельские авторы») здесь.
Мария Чоарик, для НХМ
Все новости
Другие статьи
Календарь // Ноябрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Комментарии пользователей ()