«…не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». (Исайи 19:20) Читал ли Михаил Афанасьевич Булгаков вышеприведенный отрывок? Возможно. Но в перечне источников и составляющих палитры его романа «Мастер и Маргарита» он не играл никакой роли. Равно как и многие основополагающие истины Писания.
Читая «бессмертное» произведение популярного ныне автора, понимаешь, почему сатанисты считают его «своим». Ода всемогуществу Воланда-дьявола звучит здесь почти в каждой главе. Вот он пророчески предсказывает смерть Берлиоза, и она происходит, вот легко «обставляет» директора Варьете Степана. Далее мы узнаем о «беспредельных» возможностях его помощников на встрече с Никанором Ивановичем и в театре Варьете. На протяжение всей книги создается впечатление, что нет никого, кто смог бы открыто противостоять «представителям тьмы» и победить. Да и самого Воланда автор рисует, как «часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо» (эпиграф).
В свете этого решение Маргариты стать ведьмой для спасения своего любовника выглядит как единственное правильное решение. Апофеозом книги является «Великий бал у сатаны»(23 глава) с участием прекрасной (и почему-то лишенной всякой одежды) Маргариты. Невольно напрашивается вопрос: не увлекался ли «гений русской литературы» черной магией? Очень похоже, судя по описанию. Читая вышеупомянутую главу, невольно произносишь: «мерзость!». И вполне в соответствии с Писанием: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Втор. 18:10-12).
Верная своему демоническому выбору, Маргарита уже откровенно славословит сатану.
«Она кинулась к Воланду и восхищенно добавила:
– Всесилен! Всесилен!» (24 глава);
«Великий Воланд! – стала вторить ему Маргарита, – великий Воланд!» (30 глава).
Не такой уж он и великий. И как бы не умалял Михаил Булгаков Христа в образе странника Иешуа га-Ноцри, именно Иисус пришел в этот мир, чтобы «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14). Именно наш Спаситель «отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собой» (Кол. 2:15).
Вообще приходится согласиться со многими критиками, считавшими роман «Мастер и Маргарита» автобиографическим. Михаил Афанасьевич Булгаков выразил в нем то, во что хотел верить сам, так же, как и многие его и наши современники.
Но, к сожалению, «покой», куда отправляют Мастера и Маргариту, некое среднее место между раем («светом») и преисподней, не существует. Скольким людям во все времена хотелось надеяться на это «среднее» место в вечности: мол, я не с Богом, но я и не делал ничего против Него, значит меня надо куда-то в середину. Это величайшее заблуждение, самообман. «Кто не со Мною, тот против Меня, – достаточно определенно сказал Христос, – и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мат.12:30).
Реальная же судьба «героев», подобных Мастеру и Маргарите, достаточно ясно описана в книге Откровение: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев (прелюбодеев и блудников) и чародеев (занимавшихся оккультизмом), и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (21:8). Сохрани нас Господь от этого.
Так есть ли свет в темных коридорах Булгаковской мысли? Есть. Многие люди действительно бессильны и беспомощны под властью дьявола, князя века сего. Но эта беспомощность имеет границу. Она проходит через все человечество, разделяя его на две большие группы. На тех, кого Воланд уловил в свою волю (См. 2 Тим. 2:26), и тех, кто, познав Христа, своего Господа и Спасителя, получили от Него власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лук. 10:19). Вместе с этой властью мы, спасенные дети Божьи, получили обещание, что ничто не повредит нам.
Благодарение Богу, что помимо евангелиста Матфея (вопреки мнению Булгакова), у Иисуса было немало и других Апостолов, один из которых дает простой совет всем нам: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7).
Покоритесь Богу, Его истине, Его Слову. И тогда встреча с личностями, подобными Воланду, будет всего лишь иллюстрацией того, что Божье Слова, в отличие от человеческих произведений, не ошибается.
Александр Шульга, декан Таврийской Библейской Семинарии, магистр теологии, для ProChurch.info
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей (0)
но есть совсем не плохие аспекты в романе
во-первых Булгаков описует истиные события страдания и распятие Христа называя Его собственым еврейским именем Иешуа (что значить спасение, а не ЕШУ - проклятое имя) Ха-Ноцри (тоже на иврите) место происхождения - из Назарета. Полную любовь и прощение ко всем людям Булгаков заключил в фразу;” Все люди добрые”. И в самом конце книги Иисус и Понтий Пилат идут по луной дороге и автор подводит итог;”... и кто знает может они дочего-то договоряться “.
во-вторых Булгаков показывает настоящую обстановку Израиля в то время, отношения римлян к израильтянам и отношения внутри самого Израиля. Эти вещи описаны в Библии и еврейских исторических источниках
P.S. И не смотря что главный герой Воланд, Иешуа Ха-Ноцри не менее яркий и запоминающийся герой книги.
Интересно, vilanda/
Но все ли люди добрые? Писание как раз немного другому учит. Человек - по свей сути греховное существо, который может быть возрожден только через действие Божьего Духа.
Описание в этом романе Иешуа я бы приравнял к оскорблению Спасителя и унижению его служения.