Вопрос о взаимоотношениях лицедейства и христианства до сих пор для многих остается открытым. Возможно ли их сосуществование? Совместимы ли слова “христианский” и “театр”? Надеюсь, наш разговор с художественным руководителем Московского драматического театра “Nota Bene” Сергеем Колешней поможет вам найти ответы или, быть может, даже изменит точку зрения.
– Театр “Nota Bene” — неординарное явление в театральной жизни. Как возникла идея его создания?
Идея создания театра родилась глубоко внутри. Рождалась от потребности высказаться, выразить то, что есть на сердце. Когда внутри много, естественно, хочется, чтобы об этом кто-то узнал. А когда понимаешь, что это интересно другим, конечно, это вдохновляет. Нашлись единомышленники, которые поддержали идею. Так мы начали создавать театр.
Сначала казалось, что это будет что-то вроде местного драматического, не скажу кружка, но театрика. Но я все-таки верил, что должно родиться что-то большее. Однажды Евгения Козлова, замечательный драматург, принесла пьесу “Винный погреб”. Чтобы поставить пьесу, нужны актеры. Я набрал ребят, которые горели этой идеей. Начались репетиции. С этого момента, я считаю, и начался наш театр “Nota Bene”. И мне кажется, первый шаг удался.
– Почему именно такое название вы дали своему театру? В нем есть какой-то скрытый смысл?
– Мы устроили мозговой штурм вокруг названия. Пришло это слово “Nota Bene”. “NB” в переводе с латыни означает “заметь хорошо”. Мы хотим, чтобы то, что мы делаем, было заметно и чтобы это было хорошо. Один из переводов этого термина, по моей версии, “хорошая заметка” — “слово Евангелия”, “добрая весть”.
– Значит, Московский драматический театр “Nota Bene” — это христианский театр?
– Сложно назвать это христианским театром, но и не назвать христианским тоже нельзя. Мы хотим очень четко и ясно выражать те мысли, которые написаны в Евангелии. Они не устарели. Наоборот, с каждым днем становятся все актуальнее и актуальнее. Сегодня присутствует некий вакуум, который просто необходимо заполнять. Та ниша, которую мы пытаемся занять, мне кажется, абсолютно свободна. Есть люди, которым будет интересно нас смотреть.
– Есть широко известное утверждение, что театр и христианство — понятия несовместимые. Можно ли использовать лицедейство для того, чтобы доносить людям Благую Весть?
– Театр — замечательная площадка, замечательная трибуна, с которой можно говорить людям очень просто или, наоборот, загадочно, через притчи, какие-то образы. Говорить так, чтобы люди могли сами размышлять, собирать для себя что-то, искать и находить. Это будет более важным и ценным, чем, например, если мы будем подходить к людям на улице и рассказывать Евангелие.
Потому что сегодня, к сожалению, большинство людей просто отворачивается от таких проповедников: “Спасибо, молодой человек. До свидания!” В театре же они остаются один на один с собой и с теми мыслями, которые звучат со сцены. Поэтому сегодня, мне кажется, архиважно говорить людям правду. Не правду о кухне, не социальную правду, хотя она тоже важна. А правду, почему мы живем, почему живем так, как сейчас, что делать в данной ситуации.
Это не просто наши размышления, эта правда уже себя зарекомендовала на протяжении более 2000 лет, никого ни разу не подводила и всегда помогала. Сегодня она также реально может помогать любому человеку. Исходя из этого, мы подбираем особый репертуар.
– Вы подбираете настолько особый репертуар, что даже остановили свой выбор на романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” — скандальном произведении и не очень приветствуемом среди верующих.
– Да, “Мастер и Маргарита” — одна из следующих ступеней развития нашего театра. Действительно, этот роман многие считают чуть ли не “евангелием от сатаны”. Но я знаю людей, которые впервые стали задумываться о Боге, прочитав именно этот роман. Потому что в нем речь идет о Боге, о Христе и хотя бы отчасти говорится правда.
Мы взяли из романа то, что хотели. Невозможно воспроизвести на сцене это произведение полностью. Любая пьеса по любому произведению — это какая-то нарезка мысли, которую хочет донести зрителю режиссер-постановщик. В своем спектакле мы четко и просто говорим не о том, что сатана ныне безумствует, а о том, что есть Тот, кто пострадал за нас, что у каждого из нас есть выбор.
Сейчас мы играем на одной из лучших театральных площадок Москвы — на сцене Государственного центра-музея В. Высоцкого, который находится возле театра на Таганке. У нас нет своего помещения, но есть замечательная репетиционная база, где иногда мы тоже играем спектакли. Это здание Московской церкви “Роса”, которая нам очень сильно помогает и делает многое для того, чтобы наш театр существовал. Когда есть хороший духовный тыл, это, мне кажется, очень здорово.
– Чтобы увидеть ваши спектакли, нужно ехать в Москву? Или, может, есть возможность увидеть ваши спектакли на кассетах, например?
– Да, мы понимаем, что театральные залы вмещают ограниченное количество зрителей и весь мир со своими спектаклями мы не объездим. Поэтому совместно с нашими добрыми друзьями — студией “VitaGraf” (она, кстати, находится в Киеве) мы уже сделали несколько совместных проектов. Первой ласточкой стала видеоверсия спектакля “Винный погреб”.
Нам понравилось, и мы решили продолжить этот эксперимент. В этом году была снята видеоверсия “Мастера и Маргариты”. Но в данном проекте мы пошли немного дальше. Это уже не только видеоверсия, но и два небольших фильма о самом спектакле и о нашем театре. Надеемся, что наш совместный проект будет тепло встречен аудиторией.
– Принимаете ли вы как театр участие в каких-то светских театральных фестивалях?
– Летом 2004 года мы были в Киеве на Международном фестивале им. М. Булгакова. Это был замечательный фестиваль, посвященный только роману “Мастер и Маргарита”. Были представители из Польши, Ирака, Украины, России. Мы были единственным христианским театром и единственным театром, который делал акцент на христианской мысли романа “Мастер и Маргарита”.
Хотя на протяжении всего фестиваля его устроители неоднократно подчеркивали, что в романе, кроме Воланда, которым многие восхищаются, есть другая, действительно достойная восхищения Личность, и ее не надо ставить на второй план.
Фестиваль был интересен еще и тем, что каждый вечер коллективы показывали по отрывку из своих постановок “Мастера и Маргариты”. Таким образом за несколько ночей был “прочитан” весь роман. Было очень интересно и полезно увидеть разноплановые постановки “Мастера и Маргариты”, начиная от классики и заканчивая кукольным театром. Помимо отрывка в рамках фестиваля, мы также полностью показали свой спектакль на сцене Киевского тетра на Подоле.
– Посмотрев спектакль “Мастер и Маргарита”, можно убедиться, что театр “NB” — это профессиональный театр. Все ли актеры театра — дипломированные специалисты?
– Актеры театра “NB” — одни из самых классных, независимо получили они образование или нет. Сначала я был единственным профессионалом. На данном этапе у нас есть ребята, имеющие документы о театральном образовании и не имеющие их, но играющие шикарно. В нашем коллективе всегда в среднем находится 12 человек. Это совсем немного, но это только начало.
Театр, прежде всего, живой, постоянно развивающийся организм, который имеет свое начало, период взросления, становления. Сегодня мы находимся в начале своего пути. Каждый — настолько яркая индивидуальность, что вносит часть себя в нашу команду и всю работу.
Развитие театра — это процесс. Где-то есть взлеты, где-то есть падения, где-то мы стоим на месте, но в этом жизнь. И это ценно в таком коллективе, как театр. Конечно, есть свои проблемы, как и в каждой семье. Ведь не бывает идеальной семьи, как не бывает идеального театра. Но у нас собрались парни и девушки, которые хотят сделать театр, о котором мечтали.
– А что можно сказать о художественном руководителе?
– Сергей Колешня... Что можно сказать о нем? Мне он очень нравится… (смеется - И.М.) Я закончил театральный институт им. Щукина, курс Казанской Аллы Александровны. В 1995 году работал в театре на Таганке, у Любимова, также работал у Ефремова, во МХАТе им. Чехова. В последнее время у меня две самые интересные профессии на земле — священник и актер.
Одновременно я являюсь помощником пастора московской церкви “Роса” и художественным руководителем и актером театра “NB”. В этих двух профессиях я реализую возможность высказать то, что у меня внутри, я стараюсь быть открытым, искренним, правдивым.
Очень многие удивляются, когда узнают, что в театральных институтах учат не изображать что-то, хотя и это тоже, а быть правдивыми. В подтверждение моих слов можно привести известную фразу Станиславского “Не верю!” Как сделать так, чтобы актеру поверили? Чтобы донести правду, мы надеваем горб, бороду, то есть используем какие-то обыкновенные приемы, средства. Но при этом должны быть искренность и правдивость.
Ставя свою известную “Принцессу Турандот”, Вахтангов говорил, что борода может быть из полотенца, но слеза должна быть настоящая. Поэтому мне нравятся эти две профессии — священник и актер. Ты можешь быть правдивым, искренним и делиться тем, что у тебя есть внутри.
– Зритель театра “NB” какой-то особенный? Ваши отношения с ним?
– Мне нравится зритель, который ходит на наши спектакли. Это умные, красивые, интеллигентные, образованные, интересные люди. Я понимаю, что те спектакли, которые мы делаем, скорее всего, не для всех. Это нормально. Театр — это не просто общедоступное место, это — искусство. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Конечная цель — то, что ты хочешь сказать зрителю. Ты над этим работаешь, вкладываешь свои силы, время, средства. Мы работаем над тем, чтобы зритель что-то вынес для себя из спектакля.
Наша цель очень проста — донести мысль. Человек принимает или не принимает — это уже другой разговор. Но, говоря со зрителями, понимаешь, что он что-то понял, догадался, увидел какие-то полутона. Это вдохновляет. Как-то к нам на спектакль “Винный погреб” пришла женщина, которая страдала депрессией и не хотела жить. Позже она рассказывала своей подруге, что буквально каждая фраза была для нее и о ней. Она вышла после спектакля, как позже призналась, совершенно другим человеком. Ей хотелось жить, петь, гулять по ночной Москве. Значит, не зря мы работали.
Очень важно, чтобы зритель не просто приходил, смотрел и шел дальше заниматься своими делами, как и до спектакля. Важно, чтобы после спектакля менялся ритм жизни, менялись обыкновенные планы. Вот этим нужно дорожить, потому что тогда действительно понимаешь, что не зря работал.
Ирина Матвиенко, ProChurch.info
Все новости
Другие статьи
Календарь // Март 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
26 | 27 | 28 | 29 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Комментарии пользователей ()