Религиозная политика белорусских властей уже давно вышла из-под контроля мирового сообщества, однако если раньше власти стремились ограничить общественную и миссионерскую деятельность «нетрадиционных» конфессий в лице протестантских общин, то в настоящее время чиновники и правоохранительные органы пресекают также молитвенные собрания в частных домах. По сути, политика президента Александра Лукашенко направлена и на подавление любой активности незарегистрированных религиозных организаций, как в Узбекистане, Таджикистане или Туркменистане, и на целенаправленное вмешательство в личную жизнь верующих, как в Китае, Вьетнаме и Северной Корее. Режим Лукашенко фактически открыто объявил евангельских верующих врагами белорусского государства.
Эскалация противостояния протестантов и власти в Белоруссии началась после 2002 года, когда был принят дискриминационный Закон о религиозных объединениях. Согласно этому Закону, гражданин другого государства не может быть лидером церкви, а проповедью может заниматься лишь в течение года. Кроме того, власти могут ликвидировать общину, которая «причиняет вред здоровью и нравственности граждан» (саму степень вреда определяют белорусские чиновники). Лидеры евангельских объединений заявили о том, что данный Закон может использоваться режимом Лукашенко «в политических целях для подавления инакомыслия» и для борьбы с неугодными церквями. Когда же стало очевидным, что Закон не стал поводом для уменьшения активности протестантов, в конце 2005 года власти Белоруссии приняли поправки в Уголовный кодекс, которые позволили приговаривать участников богослужений незарегистрированных или ликвидированных религиозных объединений республики, по крайней мере, к двум годам лишения свободы.
На нелегальном положении оказался целый ряд церквей, которые не прошли перерегистрацию по Закону 2002 года. Это и харизматическая церковь «Новая Жизнь», и минское Общество Сознания Кришны, Белорусская Евангельская Церковь, Белорусский евангельский реформатский союз, формально ликвидированный судом в августе 2005 года, и т.д. Пятидесятническая церковь «Новая Жизнь» преследуется в Белоруссиис 2004 года, когда членам церкви запретили арендовать дома культуры в Минске. В 2005 году пастора «Новой Жизни» Вячеслава Гончаренко обвинили в организации нелегального богослужения, так как пятидесятники (всего в этой общине более 600 чел.) стали собираться в бывшем помещении коровника из-за того, что городские власти закрыли для церкви все общественные здания. Церковь купила здание бывшего коровника еще в 2002 году, силами верующих оно было приспособлено для проведения богослужений, однако власти отказались давать разрешение на размещение в отремонтированном здании Дома Молитвы. В результате в августе 2005 года Минский городской исполнительный комитет принял решение об изъятии у общины земельного участка с расположенным на нем зданием бывшего коровника, а также о принудительном выкупе самого здания. Как отметил во время одного из своих выступлений епископ Объединения полноевангельских церквей Республики Беларусь, куда входит церковь «Новая Жизнь», А. Сакович, «Проблема, по поводу которой мы сегодня собрались, очень животрепещущая, и она коснулась не только минской церкви «Новая жизнь». С аналогичными трудностями сталкивались церкви полноевангельского объединения в Гомеле, в Барановичах, в Микашевичах и других городах Беларуси». Помимо протестантов, в конце 2005 года из Белоруссии за проповедь Евангелия были высланы также два католических священника .
Наконец, впервые за весь постсоветский период в Белоруссии на основании Уголовного кодекса был осуждён служитель церкви за несанкционированную молитву с верующими. 3 марта 2006 года пастор минской баптистской общины «Заповедь Христа» Георгий Вязовский получил десять дней тюрьмы только за то, что в его собственном доме люди читали Библию, молились и пели псалмы. Власти сочли, что община, не сумевшая из-за множества ограничений пройти перерегистрацию, не имеет право собираться и молиться вместе.
Репрессии против евангельских верующих получили идеологическое обоснование со стороны белорусских властей. Во время встречи с членами Синода Белорусской православной церкви в октябре 2004 года Лукашенко обвинил оппозицию в намерении «сузить сферу деятельности традиционных конфессий, прежде всего православия, за счет расширения простора для различных сект и нетрадиционных верований». По мнению Лукашенко, «такие антиславянские планы и устремления направлены не только против православной церкви, ее прихожан, которыми являются большинство белорусов, но и против государства. Их цель - удар по самым ценным достижениям нашей страны: социально-политической стабильности, миру и порядку» (Голосование свыше. Лукашенко ищет поддержки у церкви // «Время Новостей», № 186, 12 октября 2004 года). В 2005 году специальное заявление, вслед за президентом, сделал Центр информации и общественных связей КГБ Республики Беларусь. В нём говорилось о том, что белорусское КГБ поставило перед собой задачу погасить последствия этого всплеска, и «органы власти во взаимодействии с правоохранительными органами приняли превентивные меры по недопущению негативного воздействия деструктивных культов на население Белоруссии» («Интерфакс», 23.05.2005).
Славянский правовой центр заявляет о том, что белорусский режим президента Александра Лукашенко грубо нарушает самые элементарные нормы международного и европейского права – Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию Совета Европы о защите прав и основных свобод, а также Декларацию глав государств-участников Содружества независимых государств о международных обязательствах в области прав и основных свобод, и Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека, которая была принята в 1995 году. В статье 10 (пункт 1) Конвенции СНГ, подписанной также представителями Белоруссии, говорится о том, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними».
Нарушая даже те нормы, которые приняты во многих странах СНГ, режим Лукашенко возвращает верующих в советское прошлое, когда безбожная власть рассматривала членов нелегальных протестантских общин как «классовых врагов». Нарушение правовых и человеческих установлений в ходе постоянных гонений, создание образа верующих как «оппозиционеров» уже делает евангельские общины активными участниками политической и общественной жизни Белоруссии.
Славянский правовой центр призывает белорусские власти задуматься о том, что репрессивная религиозная политика ставит под угрозу европейское будущее Белоруссии и лишь отдаляет неизбежную демократизацию жизни в республике. Кроме того, беспрецедентное давление на христианские церкви и их лидеров, связанное с нарушением основных прав и свобод человека, делает также невозможным полноценный союз между Россией и Белоруссией.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()