Отрицая европейские нормы жизни, международные акты о необходимости соблюдения прав человека и свободы совести, авторы “православной концепции”, представленной на днях митрополитом Кириллом (Гундяевым), “искушают” государственную машину, которая практически готова сделать православие инструментом идеологического давления и репрессий против инакомыслящих. В этой ситуации христианские Церкви России должны прямо заявить о том, что нельзя воспитать достоинство у несвободного человека.
Об этом говорится в Заявлении Славянского правового центра (СПЦ) по поводу обсуждения концепции прав человека на Х Всемирном русском народном соборе (4-6 апреля 2006 года) “Без христианской свободы достоинство человека - пустой звук”, распространённом пресс-службой СПЦ 6 апреля.
В заявлении, в частности, подчёркивается, что в России пока не существует организованной системы правозащитной деятельности, которая бы поддерживалась общественными институтами и по силе не уступала бы государственной машине. При этом многие православные иерархи готовы игнорировать принципы христианской свободы ради возможности влиять на общество напрямую через властные структуры, лишая граждан разных вероисповеданий права голоса.
Выступление автора “концепции прав человека” РПЦ МП митрополита Кирилла (Гундяева) и итоговая Декларация ВРНС критикуется СПЦ по следующим пунктам: “Во-первых, в докладе владыки Кирилла абсолютизируются, даже доводятся до абсурда пагубные последствия либерального понимания прав и свобод человека. Владыка Кирилл изначально уверен в том, что “за правами человека стоит принудительная сила государства, которая может заставлять человека совершать грех, сочувствовать или попустительствовать греху по причине банального конформизма”.
Европейское и американское общества предстают в докладе митрополита своего рода “диктатурами либеральных ценностей” - благословения однополых браков, проповеди гомосексуализма, принуждения, например, к принятию женского священства и т.д. Тогда как либеральные нормы библейской морали принимаются на Западе лишь ограниченным числом церквей, главным образом, лютеранами в Европе и Епископальной Церковью в США. Либеральная дискуссия европейцев и американцев вокруг проблем, которые затрагивают и Россию, не является поводом для отвержения принципа соблюдения прав человека и, соответственно, христианского права выбора между добром и злом.
Во-вторых, автор концепции прав человека РПЦ МП осознанно ставит православное понимание прав личности вне правового поля. Демократические нормы, по существу, противопоставляются учению о спасении. По мнению митрополита Кирилла, “цель человека состоит в том, чтобы возвратить утраченное достоинство и приумножить его. В связи со сказанным, не все поступки человека могут считаться соответствующими тем нормам, которые были заложены Богом при его сотворении. Следовательно, есть действия, которые не могут закрепляться в числе прав и свобод человека”. Для православного иерарха единственным критерием добра и зла в обществе становится религиозная традиция, которая призвана не допустить “абсолютизации суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности”.
Таким образом, права человека подменяются представлением о “человеческом достоинстве”, а гражданская свобода диктатом религиозной традиции, пусть даже самобытной и культурообразующей. Об этом же говорится и в итоговой Декларации о правах и достоинстве человека Х Всемирного Русского Народного Собора. В этом документе говорится о том, что права человека могут быть ограничены ради защиты таких ценностей, как вера, нравственность, святыни и Отечество: “Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества”.
В-третьих, отказ от защиты прав и свобод человека в России привёл митрополита Кирилла к необходимости отстаивать право государства на воспитание “человеческого достоинства”. Как отметил владыка Кирилл, “необходимо подготавливать граждан пользоваться этими правами с учетом нравственных норм. Опять же такой подготовкой должно заниматься государство в тесном сотрудничестве с общественными институтами нравственного воспитания, включая школу и, конечно, религиозные общины страны. Последнее означает, что государство должно озаботиться разработкой законодательных актов, регулирующих доступ религиозных организаций в общественные структуры образования, социального служения, здравоохранения, армии”.
Нельзя не согласится с митрополитом Кириллом в том, что “плохо и греховно, когда попираются права наций и этнических групп на их религию, язык, культуру, ограничивается свобода вероисповедания и право верующих на свой образ жизни, совершаются преступления на религиозной и национальной почве… когда личность подвергается произволу чиновников и работодателей, когда солдат оказывается бесправным перед своими сослуживцами, ребенок и пожилой человек становятся объектами издевательств в социальных учреждениях”.
Вместе с тем, призыв автора концепции прав человека РПЦ МП отразить нравственные нормы большинства в законодательстве показывает отсутствие веры в демократические институты и гражданское общество, которое объединяет верующих разных религий (не только этнических и исторически сложившихся), а также неверующих. Как в докладе митрополита Кирилла, так и в итоговой Декларации ВРНС о правах и достоинстве человека ставится задача борьбы с деструктивными сектами, под которыми в православной среде чаще всего имеются в виду зарегистрированные официально протестантские церкви”.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()