12 Декабрь 2024
 

Пятидесятники - партнеры государства, убежден заместитель начальствующего епископа РЦХВЕ Павел Бак

Пятидесятники – одно из крупнейших течений как в мировом, так и российском протестантизме. В России пятидесятники существуют уже не одно поколение и насчитывают несколько сотен тысяч последователей. Однако в общественном сознании они до сих пор зачастую воспринимаются в духе известного «антисектантского» фильма советских времен «Тучи над Борском». Между тем в социальной сфере пятидесятники ведут масштабную работу, помогая больным и обездоленным людям. Наш корреспондент встретился с первым заместителем начальствующего епископа Российской Церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ) Павлом Анатольевичем Баком, чтобы обсудить с ним актуальные проблемы жизни этой достаточно представительной ветви протестантизма.

– Павел Анатольевич, почему, на ваш взгляд, протестанты в России в общественном мнении не стали «своими»?

– В России не принимали не только протестантов. Авторов первой российской конституции, декабристов тоже не принимали. О таких людях еще Грибоедов говорит устами Чацкого: «Он прослывет у них мечтателем опасным!» Вот стереотип нашего общества: если кто-то предлагает что-то иное, значит, представляет собой опасность; значит, на него можно свалить все беды. Почему в России сложилось такое неприятие протестантов, исторически проследить сложно.

– Когда появилась Церковь пятидесятников в России?

– Впервые она была зарегистрирована в 1913 году в Санкт-Петербурге. Эта Церковь, возглавляемая Ивановым и Смородиным, проповедовала сверхъестественные проявления Святого Духа (как и современные пятидесятники) и выступала против участия России в Первой мировой войне.

Один из лидеров этого движения, Иван Воронаев, вернулся в Россию в страшный 1920 год, чтобы помогать бедным, сиротам, покалеченным участникам гражданской войны, чтобы разделить судьбу своих соотечественников. Социальное служение – один из главных компонентов евангельской проповеди.

– Каковы направления социального служения пятидесятников?

– Мы помогаем наркоманам, алкоголикам; находящимся в местах лишения свободы и тем, кто выходит оттуда в полной растерянности. Тем, к кому пришла беда: бомжам, беспризорникам, инвалидам.

В связи с этим организовано более 250 реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков, приюты и лагеря для детей. По нашей статистике, около 60% прошедших реабилитацию наркоманов возвращается к нормальной жизни.

– В «антисектантских» статьях утверждается, что в реабилитационных центрах наркотическая зависимость меняется на «сектантскую». Все ли становятся пятидесятниками после реабилитации?

– От 30 до 40% бывших наркоманов после реабилитации не становятся членами нашей Церкви. Но что имеется в виду под «зависимостью»? Апостол Павел говорит: «Когда я был свободен от праведности, я был рабом греха».

Нет нейтральной позиции, где человек был бы сам по себе. Он все равно принадлежит определенной системе ценностей. Есть пропагандируемый «облегченный» вариант жизни, который приводит к «невыносимой легкости бытия».

Когда я лет пять назад участвовал в тюремном служении, проповедовал, люди часто говорили: «Я тоже верующий, у меня крестик есть». Я спрашивал: «А почему вы решили быть непричастным к системе христианских ценностей? Вы культурную, эстетическую часть взяли, а духовную исключили». Нельзя служить двум господам: одновременно принадлежать к разрушающей и к созидающей системе.

– Расскажите, пожалуйста, о помощи беспризорникам…

– Это особый вид служения. Просто благотворительность здесь может быть вредна. Ребенок начинает думать, что если его кто-то кормит и говорит добрые слова, то «норма» его жизни приемлема для некоторых «добрых людей».

Поэтому к благотворительности нужно прилагать и некую «функцию икс». Она заключается в том, что мы закладываем в ребенке желание изменить свою жизнь. Для этого мы создаем классы дополнительного образования. Пусть хотя бы на месяц мы усаживаем детей за парту.

Ребенок убеждается, что он может писать, может запомнить стишок, его похвалили, поставили оценку. При этом мы не отрываем ребят от государственной системы образования и воспитания, мы хотим быть ее партнерами.

Мы наставляем членов нашей Церкви, что таких детей нужно усыновлять. Одна пятидесятническая семья усыновила уже 18 таких детей, в Омской и Кемеровской области в общей сложности их усыновили 170, мой брат – пятерых.

Мы считаем, что это не ничьи – это наши дети. Или завтра мы будем бояться выходить вечером на улицу, или будем смело глядеть в свое будущее.

– А что делается для больных детей?

– В 1997 году в Екатеринбурге мы начали работать с семьями больных детей. Мы устраиваем для них праздники, соревнования, организуем летние лагеря, катание на лодках, на лошадях, водим их в цирк и зоопарк. Мы хотим, чтобы они знали, что такое доброта, что есть еще что-то, кроме одиночества.

– Как относится государство к вашей социальной работе?

– Мы все ждем, что кто-то откуда-то даст ценные указания, чтобы всем было хорошо. Но ведь все от нас зависит. В ежегодных посланиях президента Федеральному собранию, которые я внимательно изучаю, сформулированы основные цели и задачи развития нашего общества.

Мы стараемся идти в этом направлении, чтобы не было так: отдельно общество, отдельно государственная политика, отдельно наша Церковь.

– Как вы расцениваете действия государственных чиновников, которые отказывают пятидесятникам в аренде помещения или закрывают реабилитационные центры?

– Я бы не сказал даже, что это политическая безграмотность, это что-то гораздо худшее. Есть право, а есть правоприменительная практика. Многие чиновники всему предпочитают некую загадочную «целесообразность».

Например, один региональный чиновник решил, что «целесообразно» закрыть центр пятидесятников. Он заявил: «Я не хочу, чтобы здесь была заморская вера». Он решил продемонстрировать силу, как это обычно бывает, перед слабым…

А ведь вера – это высшее право человека, на этом основан конституционный строй России. Есть, правда, и другие руководители, которые понимают, что свобода веры – это именно свобода человека.

Я думаю, нарушая закон, некоторые руководители думают, что они знают, как сделать лучше для большинства, исключив меньшинство. Идеология всегда пронизывала внутреннюю политику нашего государства. Однако она исключает свободу человека исповедовать свои взгляды, отличающиеся от взглядов остальных членов общества.

– Как «антисектантская» деятельность некоторых лиц, утверждающих, что они православные, отражается на жизни пятидесятников?

– Эта «деятельность» носит антиконституционный характер и преподносится как борьба с религиозным экстремизмом. Я считаю, что ей давно пора дать объективную правовую оценку.

– В среде пятидесятников есть также движение «неопятидесятников», или Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников, который возглавляет епископ Сергей Ряховский. Какие у вас отношения?

– Мы относимся друг к другу по-братски. Никто из нас не претендует на исключительную роль в Церкви, мы только ее часть. И нужно уважать друг друга за то, что мы равноправные части.

Разницу между «нео» и просто пятидесятниками светскому человеку понять трудно. Это теологические тонкости. Однако некоторыми и то, и другое воспринимается как опасность.

Например, в Саратове в 2005 году проходила инициированная саратовским епархиальным управлением Русской Православной Церкви конференция «Неопятидесятнические секты – угроза религиозного экстремизма».

В резолюции было сказано о «недопустимости… распространения неопятидесятнических центров по реабилитации наркоманов, алкоголиков, лиц без определенного места жительства…».

Если бы 232 человека, которые подписались под антисектантским призывом, дружно взялись за помощь всем людям, перечисленным в резолюции, я бы не одну десятину, а две отдал бы для этого! У православных больше возможностей, больше ресурсов.

Если бы они взялись за дело, может, тогда и была бы решена острейшая проблема России. Но вместо дела они критикуют то малое, что удалось сделать. Ярлыком «религиозный экстремизм» они только усиливают тревогу в обществе.

Сергей Щербак, НГ Религии.

Добавоено 02.05.2006.

Оригинал части интервью, которая вызвала возмущение автора и религиозных деятелей, первого заместителя начальствующего епископа Российской Церкви христиан веры евангельскойПавла Анатольевича Бака Сергею Щербаку до его редактуры и публикации в “НГ-Религии”. Публикуется “Порталом-Credo.Ru” с разрешения преподавателя Университета Российской академии образования Сергея Щербака

Сергей Щербак: В Саратове в 2005 году проходила инициированная саратовским епархиальным управлением РПЦ МП конференция “Неопятидесятнические секты – угроза религиозного экстремизма”. В резолюции сказано о “недопустимости… распространения неопятидесятнических центров по реабилитации наркоманов, алкоголиков, лиц без определенного места жительства неопятидесятников…”. Подписано – 232 человека. Под “неопятидесятниками” понимаются церкви РОСХВЕ, союза пятидесятников под председательством епископа С.В. Ряховского. Каково отношение к ним РЦХВЕ, к которой принадлежите Вы?

Павел Бак: Это, прежде всего, церкви. Это верующие люди, жертвенные, которые лишают себя многого, чтобы помочь другим. Если бы 232 уважаемых человека, которые подписались под антисектантским призывом, дружно взялись и помогали освободиться людям от социально разрушающих зависимостей, - я бы не десятину, а 20% отдал бы для этого! А у них – больше возможностей, больше ресурсов. Может, и была бы решена острейшая проблема России. Но вместо дела они критикуют то малое, что удалось сделать…

- Можно уточнить вопрос? Разделяются пятидесятники и “нео-пятидесятники”. Как воспринимаются церкви РОСХВЕ в вашей Церкви? Как соседи?

- Как братья. Не как соседи. Никто из нас не претендует на исключительную роль во Вселенской Церкви, мы только её часть. И нужно уважать друг друга за то, что мы – части. На практике разницу между “нео-” и “не-нео” светский человек не понимает. Это теологические тонкости. Эмоционально и то, и другое воспринимается как опасность, а конференция ярлыком “религиозный экстремизм” усиливает тревогу.

- Что нужно сделать, чтобы отчуждение от протестантов, от пятидесятников, было преодолено?

- Мы, в первую очередь, граждане своей страны. Нам Бог не дал другой Родины, другого государства и правительства. Мы должны благодарить Его за то, что есть. Мы не будем доказывать, что мы “свои”. Но как граждане мы будем отстаивать свои права – законным, юридическим путем. Мы будем делать то, что можем – для ближних и для страны. Высшая же для нас инстанция – Бог, по законам которого мы совершаем свое призвание.

Отредактированный текст, опубликованный в “НГ-Религии” (”Протестантская этика против “легкости бытия”, НГ-Религии от 19.04.2006), который после редактуры представляет собой один вопрос и один ответ.

– В среде пятидесятников есть также движение “неопятидесятников”, или Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников, который возглавляет епископ Сергей Ряховский. Какие у вас отношения?

– Мы относимся друг к другу по-братски. Никто из нас не претендует на исключительную роль в Церкви, мы только ее часть. И нужно уважать друг друга за то, что мы равноправные части.

Разницу между “нео” и просто пятидесятниками светскому человеку понять трудно. Это теологические тонкости. Однако некоторыми и то, и другое воспринимается как опасность.

Например, в Саратове в 2005 году проходила инициированная саратовским епархиальным управлением Русской Православной Церкви конференция “Неопятидесятнические секты – угроза религиозного экстремизма”.

В резолюции было сказано о “недопустимости… распространения неопятидесятнических центров по реабилитации наркоманов, алкоголиков, лиц без определенного места жительства…”.

Если бы 232 человека, которые подписались под антисектантским призывом, дружно взялись за помощь всем людям, перечисленным в резолюции, я бы не одну десятину, а две отдал бы для этого! У православных больше возможностей, больше ресурсов.

Если бы они взялись за дело, может, тогда и была бы решена острейшая проблема России. Но вместо дела они критикуют то малое, что удалось сделать. Ярлыком “религиозный экстремизм” они только усиливают тревогу в обществе.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5