Айнарс Шлесерс. Он привел в страну первую широкую торговую сеть, привлекает дешевые авиалинии, строит и ремонтирует автодороги, организует транзитные грузопотоки, перестраивает работу железной дороги, создает рабочие места, восстановил паромное сообщение Рига - Стокгольм - а его не любят.
Государственников не любят. Как вы сами относитесь к этой нелюбви?
- Парадокс в том, что нелюбовь исходит от тех, кто наслаждается результатами, которых я достиг, будучи политиком, что убеждает меня в моей правоте. 15 лет - слишком мало, чтобы изменились психология, отношение к успешным людям, а я достиг многого, и не только для себя. Занимаясь предпринимательством, привлек сотни миллионов инвестиций, в компаниях, которые я создавал еще в середине 90-х, около 5 тысяч рабочих мест. Этим я горжусь.
Чтобы быть любимым, много не надо - объяви пару популистских лозунгов, выдвини в Сейме предложение о двойном увеличении пенсий, и ты - всеобщий любимец. Но в чем разница между политиком и государственным мужем, каковым я себя считаю? Государственник думает о будущем страны, а не о сегодняшней славе и завтрашних выборах - и потому вынужден делать непопулярные шаги, любви не прибавляющие. Когда я делал Рижский аэропорт самым эффективным и самым крупным в регионе, восстали не политики, а... - не угадаете? - профессионалы отрасли. Мои планы создавали им проблемы - зачем рисковать, если можно и так жить хорошо?
Я шел на непопулярное и рискованное для себя решение. Политики же довольно шумно пытались создать парламентскую комиссию для расследования деятельности Шлесерса. И что? Уверявшие, что аэропорт окажется банкротом и национальная авиакомпания рухнет, наслаждаются плодами этой деятельности. Сегодня слетать в Лондон - все равно что съездить в Даугавпилс. Во всех сферах цены растут, а стоимость авиабилета снизилась во много раз. Смеялись, когда я утверждал, что аэропорт примет два миллиона пассажиров.
Я говорю уже о 10 миллионах, и никто не смеется, уже верят. Что значит 10 миллионов? Только в Риге потребуется до сотни новых гостиниц, а это 10 тысяч новых рабочих мест, полагаю, достаточно хорошо оплачиваемых. Формируется новая среда, индустрия сервиса развивается. Это создает альтернативу уезжающим на заработки в Ирландию, Великобританию - оставайтесь и получайте хорошие деньги.
- Поговаривают, что дешевыми авиарейсами вы стимулировали всплеск секс-туризма...
- Надо быть, извините, недоумком, чтобы связывать доступность полетов и нравственное состояние общества. Не Шлесерс виноват в том, что Рижская дума не может навести порядок в Старой Риге. Возобновили железнодорожное сообщение Рига - Лиепая, а меня упрекают, что расписание не очень удобное. В сентябре получим обновленные составы, до 2012 года заменим весь парк электричек, и я не задумываюсь, в чем тогда обвинят.
С драками и скандалами восстановили автодорожный фонд, появились и недовольные - у них забрали контроль над деньгами. Есть стратегия развития автодорог, это тоже не всем нравится. Все это - только часть моей работы. Я не стыжусь так говорить, потому что отрасли начали развиваться с моим приходом. Рейтинг узнаваемости Шлесерса - 90 процентов. Похоже, только бомжи не знают, чем Шлесерс занимается. Не надо меня любить, но и не ставьте палки в колеса человеку, способному двигать экономику страны. Общий язык бизнеса.
- Ваша стратегия развития автодорог, да и железной дороги - совершенствование «моста» Восток - Запад. Однако в последнее время Россия перенаправляет грузопотоки, а после различных заявлений политиков о ситуации в Белоруссии изменить маршруты могут и белорусские грузы.
- Не согласен. В этом процессе преобладает прагматизм. Проблемы «Вентспилс нафта» - это проблемы одного предприятия, а не всей транзитной отрасли. Со вступлением в ВТО Россия выравняет железнодорожные тарифы. Ей наши порты нужны, потому что инфраструктура не позволяет все грузы переваливать только через Петербург, а грузопоток растет. Я уверен, что через 7-8 лет мы удвоим грузооборот через наши порты. Будем развивать центры логистики и дистрибуции.
Мы ведь связываем два рынка: Дальний Восток с Китаем, Кореей и Японией, Россия и Средняя Азия - один рынок, Европейский союз - другой. Ситуация не зависит от отношений между странами, хотя некоторый дискомфорт и возникает. В этой сфере работают частные компании, а не государства, 75 процентов транзитного бизнеса - в руках русских предпринимателей.
Это политики никак не усядутся за стол переговоров, бизнесмены свои переговоры ведут, и российские инвестиции в латвийскую недвижимость, в предприятия увеличиваются. Уверен, после выборов будет политический поворот. И Латвия, и Россия хотят зарабатывать деньги, опираясь на добрые отношения, а не проигрывать сотни миллионов из-за плохих.
- Вы видите в транзитной отрасли то звено, потянув за которое, можно вытянуть и всю экономику Латвии?
- Не надо преувеличивать. У транзита много возможностей, в прошлом году он дал 18 процентов роста, намного выше среднего ВВП. И значительная часть населения занята в этой отрасли. Но экономика не может развиваться однобоко. Развиваются производства, торгующие по всей Европе.
Скажем, лесоперерабатывающая индустрия, куда идут серьезные инвестиции. США вложили 60 млн. долларов в предприятия Айзкраукле, производящие двери и окна для европейских стран, англичане - в лиепайские и елгавские предприятия, россияне инвестируют в производство и сборку автомашин для Европы.
Транзит и логистика будут весомым звеном, но не единственным. Ели мы возглавим следующее правительство, мы готовы взять обязательства, что в ближайшие четыре года достигнем среднего заработка в стране в 500 латов. Мы не можем снизить цены на газ и электричество, солярку и бензин, потому что цены на них не связаны с латвийской экономикой.
Но мы можем увеличить доходы страны и создать условия, чтобы человек мог зарабатывать. На железной дороге, которую я патронировал, будучи министром сообщения, средняя зарплата у 15 тысяч работников увеличилась за два года с 254 латов до 400. В «Латвияс пастс» в первый раз зарплата увеличивается в среднем на 25%, а инфляция, напомню, более 6 процентов. Такой темп можно держать. 500 латов на зарплату.
- На выборах люди голосуют не «желудком», а ушами. И слышат они: «Русские идут!» и «Латыш, не сдавайся!..»
- Многое будет зависеть от СМИ. Если они поддержат лишь деструктивную политику, то люди наверняка проголосуют «ушами». Но если СМИ будут конструктивны, покажут реальные дела тех, кто идет в Сейм, ситуация будет иной. Люди сегодня уже хотят видеть во власти профессионалов. Мы создали коалицию с «Латвияс цельш», с региональными партиями, хотим консолидировать политический центр и влиять на происходящие в стране процессы - без шараханий вправо-влево. Чтобы понравиться избирателю, легче быть на радикальных - правом или левом - флангах.
Увы, и на сей раз лозунги «Русские идут!» или «Латыш, не сдавайся!» будут использованы, но они не решат, а в очередной раз создадут проблемы. Если будет мощный политический центр, мы сумеем их заглушить. Но разве этнические проблемы - самые актуальные для нашей не самой богатой страны? Для подавляющего большинства населения важнее социальные проблемы - работа, жилье, пенсии, учеба детей, здравоохранение.
Для того и заостряются национальные вопросы, чтобы отвлечь людей от проблем социально-экономических. Чем лучше будут жить люди, тем меньше их будут интересовать вопросы истории или этнические проблемы. И надо заниматься всем тем, что сделает жизнь людей богаче. Нам нужно профессиональное правительство. Нужны менеджеры, которые будут думать, не как решить проблемы врачей через увеличение их зарплат, а как построить и оборудовать больницы, сделать на их базе медицинские центры для обслуживания не только местных жителей, но и иностранцев. И так в каждой отрасли. Это наша политическая коалиция и будет предлагать.
- И все-таки... Создать сейчас силу, вызывающую симпатии разных этнических групп, весьма проблематично.
- Во-первых, такая сила не создается, а развивается. Политика - это та сфера, которую нельзя отдавать на откуп молодым. Грустный опыт «Нового времени», объединившего новичков-дилетантов, - тому подтверждение. В политике нужен сплав по опыту работы людей, их зрелости и, если хотите, по национальности.
В нашей фракции уже работают и русские депутаты, из «Латвияс цельш» пришли известные люди, на популярность и профессионализм которых мы очень надеемся. Во-вторых, вместе с «Латвияс цельш» Первая партия руководит вторым городом в Латвии - Даугавпилсом, а там в основном русскоязычное население. Значит, мы имеем серьезную поддержку и у русского избирателя. Уверен, что многие избиратели будут голосовать за партию власти. После выборов левые могут и не быть в оппозиции. А мы станем политическим центром, способным консолидировать общество.
- Но хотят ли этого же и бизнесмены, которые спонсируют не только умеренные партии?
- Этим Шлесерс тоже для многих неудобен - я независим, могу говорить на любую тему, но никто не может на меня повлиять. Увы, не всем партиям присуща финансовая независимость. Без «Нового времени» легче.
- Правительства нестабильны из-за разности интересов входящих в коалиции партий. Близки ли интересы Первой партии и Народной?
- Когда «Новое время» ушло из коалиции и прекратились пустые дебаты, у нас появилось больше времени на совместную работу. А интерес я вижу в том, чтобы до выборов получить хорошие результаты и укрепить позиции входящих в коалицию партий с тем, чтобы они сформировали и следующее правительство. Нам надо наконец-то обеспечить преемственность политики и продолжить то, над чем работаем сейчас. Наверняка кого-то еще пригласим, но после недавней коррекции в коалиции нет межпартийных проблем. Я знаю, чего хочу, и буду этого добиваться.
Как говорят американцы, любое упоминание в прессе, кроме некролога, - это благо. Есть политики, о которых не говорят, потому что они статисты. О Шлесерсе говорят, потому что он из тех, кто влиял на процессы в нашей стране, влияет и будет влиять. Потому многие хотели бы видеть Шлесерса вне политики. Но я их успокою: Шлесерс не уйдет из политики, пусть лучше они займутся другими делами. И чем больше грязи выльется на меня в предвыборной кампании, тем больше будет людей, которые поддержат мою политику. Можете считать это «парадоксом Шлесерса». Baznica.
Справка ProChurch.info
Айнарс Шлесерс - депутат VIII Сейма, лидер Первой партии. Родился в 1970 году. В 1989 году окончил Рижский индустриальный политехникум, в 91-м - Христианскую высшую школу маркетинга (Норвегия). Был одним из создателей, президентом, генеральным директором ряда СП - латвийско-норвежского Центра информации и торговли, Dressman-Latvija, Varner-Latvija, Rimi Baltijaи др. С 96-го - один из руководителей Балтийского стабилизационного фонда. В 1997-м создал и возглавил Новую партию, с 98-го - депутат VII Сейма. С ноября 98-го по май 99-го - министр экономики в правительстве Вилиса Криштопанса. В 2000-м журнал Klubsвключил его в «клуб миллионеров». В мае 2002 учредил Первую партию (известна также как Партия священников, активно поддерживаемая Алексеем Ледяевым и всем “Новым поколением”). В октябре 2002-го - депутат VIII Сейма, с ноября 2002-го - вице-премьер в правительстве Эйнарса Репше, возглавлял Латвийско-российскую межгосударственную комиссию. В январе 2004-го Репше освободил его от должности вице-премьера, после отставки Репше и с приходом Индулиса Эмсиса возвращен на должность вице-премьера с исполнением обязанностей министра сообщения. С декабря 2004-го - министр сообщения в правительстве Айгарса Калвитиса. В марте 2006-го по просьбе премьера подал в отставку - в связи с причастностью к «юрмалагейту» - и восстановил депутатский мандат.
Фото: IN VICTORY Media Group
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()