“Протестантизм в России: от подполья к идее русской демократии и патриотизма” - так назывался семинар, прошедший 11 мая в Библейско-богословском институте апостола Андрея. Как сообщил корреспондент “Портала-Credo.Ru”, с докладом по теме семинара выступил старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин, сотрудник проекта “Энциклопедия религиозной жизни России” (руководитель – социолог религии Сергей Филатов).
В семинаре приняли участие преподаватели и студенты Библейско-богословского институте апостола Андрея. Одним из ведущих семинара был проректор Библейско-богословского института апостола Андрея Сергей Щербак.
Во время дискуссии участниками семинара была поднята проблема осознания роли протестантского движения в России, которое во многих регионах занимает уже второе место после православия по числу общин. Если количество зарегистрированных Министерством юстиции РФ приходов РПЦ МП составляет около 11-12 тысяч, то численность протестантских общин приближается к 5 тысячам.
При этом, необходимо учитывать тот факт, что у каждой протестантской церкви есть как минимум несколько филиалов, которые незарегистрированы в органах юстиции. В ходе семинара было отмечено, в России на сегодняшний момент около 2 млн верующих, членов евангельских церквей, из которых более половины – это члены пятидесятнических общин разных направлений.
Рост протестантизма жизни в подполье в условиях советских гонений, по мнению докладчика, обуславливает желание евангельских верующих занять достойное место в российском обществе – через восприятие русской культуры и православных традиций, через осознание собственного понятия патриотизма, основанного на идее демократического государства и, наконец, через активное участие протестантов в общественно-политической жизни страны.
Об этом свидетельствуют уже многочисленные случаи участия представителей протестантских церквей в муниципальных выборах, открытые выступления церквей против произвола местных властей, отстаивание конституционных принципов и самых элементарных гражданских прав.
Как отметил докладчик, после 20000 года стало очевидным, что главным конкурентом православия стали различные протестантские течения. Католицизм и лютеранство не занимались в 90-е гг. активной миссией по всей России и не старались стать “русской” и в целом российской церковью, претендующей на души всех россиян. Массовым христианским движением, альтернативным православию, стало на сегодняшний момент только баптистско-евангельское и пятидесятническое направления протестантизма – об их роли свидетельствуют данные о численности церквей практически во всех регионах.
Между тем, дело не только в численности общин. Наряду с агрессивным миссионерством и энергичным социальным служением, евангельские объединения параллельно с православием проповедуют свою идею российского патриотизма, собственное понимание исторического развития России, будущего страны, декларируют приверженность демократическим ценностям и рыночной экономике. В меняющихся социально-экономических условиях проповедь евангельских церквей становится актуальной и привлекательной, по крайней мере для определённой и безусловно значимой части современного российского общества.
Таким образом протестантизм становится одной из национальных русских христианских церквей, наряду с православием (хотя, безусловно, православие сохранит своё господствующее положение), что является угрозой не для самого православия как такового, а для идеологии моноконфессионального авторитарного государства.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()