15 Декабрь 2018
 

В России собрались возродить христианские ценности

25 мая 2006 года в Москве прошёл круглый стол «Христианские ценности в современной России», организованный по инициативе ассоциации «Духовное возрождение». Проведение названного мероприятия возглавили Михаил Черенков, вице-президент ассоциации «Духовное Возрождение», кандидат философских наук (Москва), и Владислав Бачинин, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, доктор социологических наук (Санкт-Петербург). Круглый стол объединил усилия ученых историков, религиоведов, философов и представителей религиозных конфессий.

В работе круглого стола приняли участие ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. На заседании круглого стола присутствовали гости из США, Агнишка Теннат – редактор журнала «Христианство сегодня» (Christianity Today), эксперт по вопросам религиозной жизни на территории Восточной Европы, и Гэрри Гнидович - арт-директор журнала «Христианство сегодня», фотожурналист.

В ходе работы круглого стола участниками были затронуты следующие вопросы:

- Во время перестройки, впервые за долгие десятилетия, заговорили о духовном возрождении общества. Насколько исполнились те надежды?

- Какое место занимают христианские ценности жертвенной любви, милосердия, сострадания в иерархии ценностей российского общества?

- Соотношение демократических и христианских прав и свобод человека?

- Россия между Западом и Востоком: актуальна ли эта проблема сегодня?

- Каковы перспективы развития межконфессионального диалога в России?

- Как христианские церкви могут участвовать в решении общественных проблем, в чем состоят их первоочередные задачи?

Открывая заседание круглого стола, Владислав Бачинин сказал: «Пространство, в котором мы живём, информационное поле, которое нас окружает, не христоцентрично. Так исторически повелось, что в России судьбы страны чаще всего решали не христиане. И так важно, чтобы именно сегодня голос христиан в нашем обществе был отчётливо слышен».

Евгений Рашковский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук (Москва), отметил ряд причин, по которым, на его взгляд, о духовном возрождении в России говорить преждевременно: «Во-первых, мы утратили
человеческое измерение христианства. Годы атеизма изувечили как неверующих, так и верующих. Последние, пораженные гордыней и искаженным чувством собственной правоты и убеждений, за которые они страдали во времена гонений, до сих пор с опаской смотрят на неофитов, приходящих в «их» церковь. Во-вторых, сегодня мы отчетливо видим, что руководители большинства конфессий ориентированы, в первую очередь, на государство, а не на свою паству. Думается, что причиной всему обозначенному мною является то, что в постсоветском обществе не произошло подлинной «метанойя», не произошло настоящего покаяния».

С ним вполне согласен и Владимир Илюшенко, поэт, прозаик, член Союза писателей Москвы, который в своем выступлении справедливо указал на тот факт, что «Духовное возрождение всегда персоналистично. Духовное возрождение России возможно только через возрождение конкретной личности, затем церкви и только потом общества в целом». С точки зрения Владимира Ильюшенко, несмотря на социальную и миссионерскую
активность церквей, на сегодняшний день в России так и не произошло духовного возрождения.

В своем выступлении Игорь Малин, юрист, религиовед (Н.Новгород), напомнил собеседникам, что в 90-е годы происходит активная конфессионализация российского общества. Появляются сотни новых религиозных организаций. Наблюдается подлинный подъем и
пробуждение в обществе. «Но затем наступает период раздела сфер влияния в поликонфессиональном мире России. Однако
попытка конфессий занять своё наиболее удобное место в обществе, а главное стать поближе к власти, неизбежно привела к
разобщенности и изоляционизму.

Следствием чего христианские деноминации в 90-е годы ХХ века упустили шанс стать реальной консолидирующей силой российского общества. Более того, на сегодняшний день наше общество просто не видит желания у лидеров христианских церквей объединиться в служении, даже в сфере социальной диаконии».

Анатолий Красиков, главный научный сотрудник Института Европы РАН, доктор исторических наук, почётный президент Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (Москва), сделав краткий исторический экскурс в историю государственно-конфессиональных
отношений в СССР, подчеркнул, что в советский период истории происходило обоюдное влияние Церкви и государства. И было бы ошибкой считать, что религиозная жизнь возобновилась лишь только с приходом эпохи перестройки.

Напротив, благодаря активной духовной и церковной жизни тысяч россиян в условиях несвободы был подготовлен хороший плацдарм для
популяризации христианских ценностей в 90-е годы ХХ века.

Виталий Власенко, президент Совета христианских церквей России, член Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России (Москва),
говоря о современном облике российского протестантизма, остановился на крайностях, с которыми пришлось столкнуться протестантам. В числе прочих он обратил внимание коллег на то, что в начале 90-х годов ХХ века наше общество в целом и российский протестантизм в частности
были ориентированы исключительно на Запад, и особенно на США. Виталий Власенко полагает, что «это было неизбежно, но, с другой стороны, поголовное увлечение Западом постепенно превратилось в крайность, следствием чего сегодня в большей части российского общества и даже в среде протестантов отмечаются тенденции антиамериканизма».

В последнее время, по его мнению, все чаще в среде протестантов поднимается тема контекстуализации.

Каринэ Черняк, президент региональной общественной организации «Молодежный христианский клуб «Осанна»» (Москва), с сожалением констатировала, что в российском конфессиональном мире «нет углубления духовных процессов, но есть формализация сакрального. Проповедь все
больше напоминает пропаганду, а миссионерское служение и благотворительная деятельность становятся похожи на конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов».

Сергей Рахуба, президент ассоциации «Духовное Возрождение», обратил внимание своих собеседников на проблему роста националистических и
псевдопатриотических настроений в российском обществе. Особенно настораживает тот факт, что число членов экстремистских молодежных организаций в Российской Федерации неуклонно растет и уже догоняет по численности все экстремистские организации Европы. Затем Сергей Рахуба
поделился своими наблюдениями в сфере многоконфессионального облика России.

По его мнению, во многом из-за пассивности и политических разногласий традиционных христианских конфессий (православных, протестантов, католиков), деструктивные и откровенно экстремистские организации распространяют свое влияние особенно среди подрастающего
поколения. «Поэтому, каким будет завтрашний конфессиональный и нравственный облик России, целиком зависит от активности христианских церквей и каждого из нас уже сегодня», - подытожил он свое выступление.

Евгений Бахмутский, руководитель молодежного отдела Российского Союза евангельских христиан баптистов, магистр богословия (Москва), переводя
дискуссию в практическую плоскость, призвал участников круглого стола направить усилия на помощь молодому поколению. «Молодое поколение - наш шанс. Молодежь - это завтрашний день любой церкви и поэтому важно уже сегодня воспитывать достойных и ответственных христиан и граждан России», - подчеркнул он в своем выступлении.

Виктор Кротов, философ, детский писатель (Москва), развивая мысль Евгения Бахмутского, справедливо указал на то обстоятельство, что личность
начинается уже в детстве: «Детство нам открыто абсолютно и так важно вовремя оказаться рядом с ребёнком, раскрывая для него богатство духовного мира и подводя к встрече с Живым Богом».

Мария Каинова, переводчик, преподаватель Пресвитерианской духовной семинарии (Москва), привела ряд примеров, когда студенты светских и религиозных учебных заведений обнаруживают невежество, более того, полнейшее безразличие к истории и традициям своего народа и
страны. «Мы имеем дело с уникальной ситуацией, - полагает она, - и это не просто проблема «отцов и детей». Печально, но приходится говорить о
настоящем разрыве поколений».

Михаил Черенков, вице-президент ассоциации «Духовное Возрождение», кандидат философских наук (Москва), подводя итог работы круглого стола, заметил: «Нам необходимо понять: мы, христиане, как и христиане на Западе - в меньшинстве. Христианским церквам в России необходимо
создать плацдарм для возвращения общечеловеческих, нравственных ценностей в наше общество, и этот плацдарм – само христианство. Эпоха постмодерна бросает вызов единству.

И перед христианским миром в России, перед каждым из нас стоит задача достичь того единства, при котором всегда остается место многообразию. Важно, чтобы христианство в России отказалось от своего изоляционизма и попыталось заговорить с человеком на его языке. Необходимо, чтобы Церковь открыла для себя каждого человека в его жизненной конкретике и проблемности, как «того, кто смотрит мне в лицо»».

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2018

    П В С Ч П С В
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6