В белорусском деревенском костеле идет служба. В будний день храм полон народу. У престола восседают священнослужители высокого сана. В костеле находится немало приезжих, репортеры с фотокамерами… На последнем ряду сидит странный человек с длинными волосами. Он явно утомлен долгой службой, выходит на улице, садится на лавку и открывает книгу… «Евангелие от Иуды».
Как известно, для католиков, православных и многих других христиан этот апокриф совсем не та книга, которую можно читать в церковном дворике.
Но человек с длинными волосами не исповедует христианской веры. Его зовут Андреа Каннета. Он – режиссер из Швейцарии. Снимает документалистику. В белорусскую деревушку Удела его пригласили на открытие Второго международного католического фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «Magnificat 2006».
Я спрашиваю Андреа:
– Вы что, специализируетесь на околохристианских мифах и апокрифах?
– Да нет. Я не специалист в этой области.
– Но вы читаете такую книгу, и на фестивале представляете картину «Jesus, The Eastern Traveller» (Иисус, Восточный странник). Это документальный фильм о путешествиях Христа в Тибет. Но ведь это миф…
Мы вынуждены прервать нашу беседу. Потому как служба закончилась, и все поспешили на зеленую лужайку рядом с костелом.
Перед народом выступают высокопоставленные лица: председатель Гулбокского района Михаил Кондерский, апостольский нунций Ватикана в Белоруссии архиепископ Мартин Видович, ординарий Витебской католической епархии епископ Владислав Блин, режиссер Юрий Горулев (глава «SIGNIS-Беларусь», режиссер и оператор студии «Беларусьфильм») и другие. Они берутся за киношную хлопушку, и резким щелчком знаменуют открытие «Magnificat 2006». Публика отправляется в расположенное рядом помещение для просмотра фильмов.
Проведение такого фестиваля в небольшом городке Глубокое и двух близлежащих деревень Мосар и Удела с 7 по 11 июня стало возможным благодаря совместным усилиям Глубокского райисполкома, католической ассоциации для коммуникаций «SIGNIS-Беларусь», Витебской епархии Римско-Католической Церкви в Беларуси и т.д. Жители района смогли увидеть 29 фильмов и передач из разных стран (Канады, России, Чехии, Албании, Белоруссии, Латвии и т.д.), не считая внеконкурсной программы.
«Magnificat 2006» проходил под девизом «Ut unum sint»… («Да будут все едино»). В конкурсную программу вошли фильмы, снятые представителями разных христианских конфессий и деноминаций. Можно было увидеть картины, авторы которых и вовсе не исповедуют какой-либо религии. Не все сюжеты были напрямую связанными с христианством. Поэтому может возникнуть вопрос. Что такое христианские фильмы и телепередачи?
– Это очень сложный вопрос, – объясняет Юрий Горулев. – Уже было много споров: что нужно называть духовным или религиозным кино? Должно ли оно рассказывать о какой-либо церкви? Или фильм должен быть о духе, о человеческом характере... Вообще кинофестивалей в мире огромное количество. Но вот таких, как наш, не очень много. Мне известны «Религия сегодня» (Тренто, Италия), а также фестиваль в Непокалянове (Польша). Кстати, с последним нас связывают очень дружеские отношения. Одна из моих картин взяла там гран-при в 1998 году. Я считаю, – продолжает режиссер, – что не обязательно в христианских фильмах должны отражаться религиозные атрибуты. Вот у нас была польская картина «Философия одного человека» (документальная лента повествует о 86-летнем польском фермере Ипполите: он живет один и, мягко говоря, не в очень комфортных условиях, но на протяжении нескольких лет пробует перевезти в свой дом с Украины семью польских экспатриантов, которая хочет жить в Польше, и о своем личном благе он практически не заботится – прим. авт.). Многие спрашивают: «А что здесь христианского?» Там же есть такой мощный образ, основанный на заповеди «Возлюби ближнего своего». В кадре появляется крест, который виднеется за полем, на котором стоит герой фильма. Постоянно присутствует в картине и образ дороги. И вот этот человек… Он всю жизнь идет к кресту. Как можно назвать не христианским это фильм?
В программе «Magnificat 2006» широко была представлена православная документалистика. В рамках фестиваля прошли мастер-классы белорусских режиссеров Юрия Горулева, Станислава Гайдука и Виктора Аслюка.
Гран-при в этом году решили не присуждать, но всевозможных дипломов и статуэток было вручено немалое количество. Приз за лучший документальный фильм завоевала картина «Уганда, страдающая жемчужина Африки» (Чехия, студия «Telepace»); за лучшую телепрограмму – «Бог действует через людей» (Белоруссия, программа “Існасць”, Белтелерадикомпания). Приз от SIGNIS-БЕЛАРУСЬ достался документальному фильму «Родная душа» (Белоруссия, информагентство Белорусской Православной Церкви).
Призом от фестиваля «Непокалянов» (Польша) награжден документальный фильм «Семья Скробат» (Белоруссия, cтудия “5-й элемент”).
Приз от Ордена францисканцев получил документальный фильм «Серафимовы братья» (Белорусский видеоцентр).
Приз Гильдии кинокритиков Белорусского союза кинематографистов присужден документальной картине «Я встретил Бога в темноте» (Россия, студия «Благовест-медиа»). Дипломом за высокий профессионализм отмечена «Заведенка» (док., студия «Беларусьфильм»).
Василий Малашенков, blagovest-info.ru
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()