23 Февраль 2018
 

Слухи о смерти религии в Германии преувеличены

Автор статьи - Уве Симон-Нетто (Uwe Siemon-Netto). Статья была опубликована в ежемесячной англоязычной газете из Германии “The Atlantic Times” (Vol.3, No.6, июнь 2006 г.), официально предназначенной для “законодателей, журналистов, предпринимателей и общественных лидеров США”. Газета издается посольством ФРГ в США и распространяется на территории США и Канады при финансовой поддержке крупных немецких корпораций.

Официальный сайт издания: http://www.atlantic-times.com/

Перевод с английского: Сергей Соседкин

В США бытует расхожее мнение, что Западная Европа превратилась в безнадежно языческий континент. Действительно современные немцы, скандинавы, голландцы, британцы и французы посещают богослужения гораздо реже чем американцы. Но согласно другим индикаторам ситуация с церковной жизнью в Старом Свете не столь печальна, как может показаться на первый взгляд. Более того, в последнее время в Европе появляется все больше признаков нарождающегося религиозного обновления и возвращения к христианским ценностям.

Отреставрированная церковь Frauenkirche в Дрездене была освящена 30 октября 2005 года, в то воскресенье, когда западный христианский мир праздновал День Реформации. С тех пор, как церковь впервые распахнула двери перед посетителями, нечто удивительное творится в этом самом большом протестантском соборе на немецкой земле. Уже более миллиона человек посетили величественный храм, выполненный в стиле барокко. Большинство посетителей - немцы из бывшей восточной Германии, которая была практически дехристианизирована за 56 лет сменяющихся атеистических диктатур - сначала гитлеровской, а потом марксистской. Однако было бы ошибочно полагать, что немецкие туристы приехали сюда только полюбоваться архитектурным ансамблем и внутренним убранством храма.

По словам церковного представителя по связям с общественностью Гриты Яндуры (Grit Jandura), не менее трети посетителей остаются в церкви, чтобы принять участие в одном из ежедневных богослужений. Каждый будний день в храме служится две литургии, которые включают пение духовных гимнов, проповедь и органную музыку. Примечательно, что во время первого богослужения - оно начинается в полдень - все 1800 мест в церкви, как правило, заняты. Яблоку негде упасть и во время двух воскресных служб, которые за короткий срок стали чуть ли не самыми многолюдными во всей Германии.

Согласно Йосту Хазельхофу (Jost Hasselhoff), официально представляющего клир церкви, в настоящее время при Frauenkirche не покладая рук трудятся десять пасторов, которые ежедневно ведут душепопечительские беседы с посетителями, отвечают на многочисленные вопросы о вере, а порою слушают и исповеди. В первую пасхальную ночь в соборе были крещены 18 взрослых. Большинство из них выросли в обстановке всепроникающего атеизма бывшей ГДР, но вернулись в лоно церкви окольным путем, который хорошо знаком восточным немцам и другим европейцам. “Зачастую родители не желают, чтобы их дети росли в той обстановке безбожия и бездуховности, в которой они воспитывались сами. Вот почему взрослые уже люди начинают серьезно изучать основы христианской веры, посещают классы по катехизации и в конце-концов принимают крещение - порою одновременно с детьми,” - поясняет Клаус Каден (Klaus Kaden), бывший епископ из близлежащего городка Пирна.

Пожалуй, было бы преждевременно говорить о событиях последних лет как о заре великого духовного пробуждения в Европе. Однако европейские теологи и религиоведы сходятся во мнении, что перед нашим взором предстает удивительная духовная тенденция. В предпасхальную ночь десятки тысяч взрослых людей принимают крещение во всех уголках Старого Света, даже во Франции - самой светской стране Западной Европы. Причем число крещаемых растет год от года.

По словам бывшего вице-ректора Католического университета Парижа Жана Жоншере (Jean Joncheray) в последнее время классы катехизации для взрослых во многих приходах Франции пользуются такой популярностью, что попасть на них можно только по предварительной записи. В самом университете курсы по христианскому богословию укомплектованы до максимума. “Заметьте, подавляющее большинство студентов идут на эти курсы не потому, что стремятся стать священниками. Они просто хотят получить духовное образование,” - подчеркивает г-н Жоншере.

На протяжении нескольких лет Пауль М. Цуленер (Paul M. Zulehner), декан католической богословской семинарии при Венском университете и видный религиозный социолог, наблюдает заметное пробуждение интереса к “духовности” в большинстве урбанистических центров Европы. Отмечая, что происходящее не обязательно знаменует собой начало массового религиозного возрождения, он одновременно подчеркивает, что игнорировать этот интерес к христианскому учению в странах Западной Европы тоже нельзя.

Данные последних лет, похоже, подтверждают известный тезис американского богослова и социолога Алвина Шмидта (Alvin Schmidt), что религиозность на Западе с незапамятных времен была подвержена циклическому развитию. Причем религиозные циклы на двух берегах Атлантики явно идут асинхронно. Невольно напрашивается вопрос: можно ли предположить, что Старый Свет вступил в период религиозного возрождения, незамеченный до сих пор в США по той простой причине, что американские и европейские социологи оперируют разными показателями религиозности?

Европейские специалисты полагают, что объективный анализ религиозной веры в той или иной стране нельзя строить исключительно на основе данных о еженедельном посещении богослужений. Действительно, в США около 40% всех христиан ходит на богослужение хотя бы раз в неделю, в то время как в Германии их доля составляет лишь 9%. Но эта статистика не дает всеобъемлющего представления о влиянии веры на повседневное поведение человека. Возьмем, к примеру, непростой вопрос абортов. Согласно международным статистическим данным, средняя американка решается на аборт в три раза чаще чем немка. В то время как половина всех американских семей распадается (причем процент разведенных среди евангельских христиан США даже превышает среднестатистический по стране), в Германии “лишь” 41% мужей и жен подают на развод.

Это правда, что европейские средства массовой информации зачастую высмеивают христианство. Однако по словам пастора Альбрехта Иммануэля Герцога (Albrecht Immanuel Herzog), который руководит лютеранским издательством в Баварии, “нам в Германии незнакомы те грубые антихристианские выпады, столь характерные ныне для многих гуманитарных ВУЗов США”. Например, недавно профессор кафедры журналистики одного известного американского университета на Среднем Западе запретил своим студентам, проходящим стажировку во Франции, писать рефераты о религиозном положении в этой стране. “Трудно представить, что в похожей ситуации немецкий профессор проявил бы такую косность взглядов,” - считает пастор из Баварии.

В то время как американцам говорят, что они гораздо более сильные верующие в сравнении со своими европейскими собратьями; объективные социологические исследования не фиксируют разительных отличий в духовной сфере между США и Западной Европой. Разумеется, на западном побережье Атлантики редко встретишь убежденного атеиста; но когда американцев попросили описать Бога, лишь 69% из них согласились с утверждением, что Он - всеведущий и всемогущий Творец, которому поклоняются христиане и иудеи. Примечательно, что такой же ответ дали 70% западных немцев (практически зеркальный результат!) и даже 60% французов. В восточных землях ФРГ в силу известных исторических обстоятельств у людей более расплывчатые представления о Боге.

По словам д-ра Ренате Кехер (Renate Köcher), директора ведущей немецкой организации по изучению общественного мнения Institut für Demoskopie Allensbach, в современной Германии наблюдается ярко выраженная тенденция пробуждающегося интереса к религии. К примеру, за последние десять лет доля немцев, которые по их собственному признанию находят утешение и укрепление в религиозной вере, возросло с 35 до 42%. Причем относительный рост религиозности был особенно заметен среди молодежи - с 18 до 26%.

На протяжении долгого времени молодые немцы привычно выказывали крайне низкое уважение к призванию пастора и священника. Однако согласно последним социологическим исследованиям, сегодня призвание на пастырское служение в глазах молодежи Германии стоит на почетном втором месте, сразу после престижной профессии медика. Если в 1995 г. 30% немцев с недоверием относились к протестантским деноминациями и 45% - к римо-католической церкви, то к 2005 году число скептиков снизилось до 24% и 43% соответственно.

За последнее десятилетие у доброй трети немцев развился живой интерес к вопросам веры и религии, против 24% в недалеком прошлом. В то время как в середине 90-х годов 32% жителей Германии заявляли о полном равнодушии к религии, ныне такой позиции придерживается менее четверти опрошенных.

Возвращение к религии в Германии особенно заметно на политической сцене. Казалось бы, еще вчера бывший канцлер Герхард Шредер и несколько членов его кабинета всколыхнули широкую немецкую общественность, намеренно опустив из своей инаугурационной клятвы традиционное словосочетание “и да поможет мне Бог”. Ныне на смену Шредеру пришла убежденная лютеранка, лидер христиан-демократов Ангела Меркель. И вот теперь немецкая общественность живо обсуждает смелое исповедание христианской веры, сделанное министром по делам семьи Урсулой фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen).

Министр фон дер Ляйен - врач, экономист и ко всему прочему мать семерых детей. Не так давно она предстала перед журналистами в сопровождении архиепископа Берлинского кардинала Георга Стержинского (Georg Sterzinsky) и женщины-епископа Марго Кесманн (Margot Käßmann), под чьим управлением находится огромная по территории евангельско-лютеранская епархия Ганновера. Неожиданно для собравшихся г-жа фон дер Ляйен объявила о принятии “завета по воспитанию детей”, основанному на христианских ценностях. Нечто подобное трудно себе представить в США даже при администрации Джорджа Буша-младшего.

Как и следовало ожидать, это событие вызвало шквал откликов в немецкой прессе. Некоторые комментаторы гневно вопрошали, что же сталось с принципом отделения церкви от государства, явно забывая, что данный принцип никогда строго не применялся в Германии, чья Конституция в самом первом предложении провозглашает ответственность немецкого народа “пред Богом и человеком”. Но похоже, как любят говорить сами немцы, поезд уже ушел. Как и во Франции, где два года назад газета “Le Figaro” опубликовала восьмисерийную подборку статей под общим заголовком “Возвращение христианского интеллектуала”, общественные деятели современной Германии более не стыдятся своей веры.

Сказанное особенно истинно в отношении популярного немецкого президента Хорста Келлера, который часто заканчивает свои публичные выступления словами “Боже, благослови Германию”. Несколько перефразировав Марка Твена, мы можем с уверенностью сказать - слухи о смерти религии в Германии были несколько преувеличены.

JesusChrist.ru со ссылкой cайт “Возвращение к Богу”

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

Все новости

Календарь // Февраль 2018

П В С Ч П С В
29 30 311 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4