13 Декабрь 2024
 

Александр Турчинов: Только верующий человек и должен возглавлять силовые структуры

turchinov

Экс-глава СБУ и правая рука Юлии Тимошенко – о трудностях работы с «Нашей Украиной», депутатских льготах и своем служении в баптистской церкви. Александр Турчинов – политик, которого сложно «вытянуть» на откровенный разговор. Большинство вопросов он сводит либо к шутке, либо к программному заявлению, которое мог бы сделать любой рядовой бютовец. Осторожность Александра Валентиновича объясняется тем, что он знает цену неосторожно сказанному слову – и как бывший глава СБУ, и как пастор в евангельско-баптистской церкви. Впрочем, в этом интервью для ProUA г-н Турчинов, кажется, «раскрылся» более обычного.

- «Наша Украина» наконец-то официально заявила о переходе в оппозицию. Как вы оцениваете выдвинутую Романом Безсмертным идею создания оппозиционной конфедерации?

- Знаете, я не воспринимаю всерьез заявления о каких-то нереальных построениях, которые превращают разговор об оппозиции в болтовню, а не в конкретные дела. Мы, безусловно, приветствуем, переход «Нашей Украины» в оппозицию и надеемся, что это решение завтра или послезавтра не будет отменено. Кроме того, для того, чтобы они считались реальной оппозицией, должно быть реализовано их заявление об отзыве министров из правительства.

Относительно координации наших действий и в парламенте, и за его пределами. Если у наших коллег есть такое желание, то для этого не нужно ничего придумывать. Нами уже был выстрадан договор о создании коалиции демократических сил, который, как вы помните, подписала «Наша Украина», наш блок и социалисты. Последние затем пошли путем предательства и, войдя в состав антикризисной коалиции, отозвали подписи под этим договором. Мне неизвестно, чтобы то же самое сделала «Наша Украина». Поэтому есть все основания создать на базе этого договора парламентское (и внепарламентское) оппозиционное объединение. Потому что программа выверена, и, рано или поздно, ее все равно надо будет реализовывать. Более того, там даже четко прописаны квоты в правительстве, которое сегодня может быть реализовано, как оппозиционное. То есть не надо ничего придумывать. Что до квоты социалистов, то она может быть использована для привлечения непарламентских политических сил, которые имеют хоть какое-то влияние в обществе.

- Какие партии и общественные организации вы имеете в виду? Кого бы пригласил БЮТ для участия в таком правительстве?

- Думаю, тех, кто на парламентских выборах получил более одного процента и имеет претензию на то, что они кого-то представляют.

- Когда следует ожидать проведения глобального оппозиционного мероприятия вроде приснопамятного Форума Национального Спасения? Ходят слухи, что руководство БЮТ рассматривало такой вариант…

- Мы привыкли к тому, что собираются форумы, пышные съезды, поговорили – и забыли. Мне кажется, сейчас время не для форумов, а для работы. Повторюсь: все основания для этого есть, в том числе юридические в виде уже выстраданного договора.

- В самой «Нашей Украине» сейчас существует несколько групп влияния, что создает разброд и шатание. С кем в «НУ» вы координируете свои действия?

- Я с вами согласен в том, что это политическая сила действительно весьма разношерстная. Там очень много векторов, которые гасят друг друга. Не секрет, что в «Нашей Украине» есть группа политиков, которая считает, что все-таки нужно продолжать переговоры о широкой коалиции. Но есть и более-менее ответственные люди, которые считают, что надо сохранить политическое лицо, а для этого четко привязать себя к оппозиционной работе.

В общем, такая проблема есть. Но мы не хотим быть механизмом раскола «Нашей Украины». Мы не хотим вырывать ту или иную политическую силу, которая входит в этот блок, для того, чтобы сохранить целостность фракции «Наша Украина». Надеемся, что фракции оппозиционной.

- А к вам просятся политики из «Нашей Украины»?

- С нами проводят консультации отдельные политики и лидеры политических сил, которые на сегодня входят в «Нашу Украину»…Но мы все-таки заинтересованы, чтобы «Наша Украина» на базе уже подписанных соглашений перешла в единую оппозицию всей фракцией. Ибо когда речь заходит о конституционных изменениях, о преодолении президентского вето, очень важно, чтобы у наших оппонентов не было 300 голосов. Поэтому мы заинтересованы в сохранении фракции «Наша Украина», для нас важна их консолидация как оппозиционной силы. И мы, конечно, не хотим поддерживать сепаратистские или раскольнические тенденции в этом блоке.

- А почему вы заинтересованы в сохранении «Нашей Украины»? Ведь за счет этой фракции могла бы пополниться ваша фракция…

- Потому что нас интересуют, не 10, не 15 народных депутатов, а все 80, которые там записаны.

- Опасаетесь, что если к вам перейдет одна часть, то вторая пополнит ряды фракций-участниц антикризисной коалиции?

- Конечно. В случае, если радикальные силы выйдут из этого блока, оставшимся конформистам будет легче договориться с «Регионами» на любых условиях.

- …то есть у них уже не будет никаких сдерживающих факторов?..

- …на сто процентов.

- Вы так округло, абстрактно говорите. А читателям хочется «имен, паролей, явок». Кто именно из «нашеукраинских» политиков просился к вам в блок?

- Я не хотел бы об этом говорить. Я не хочу противостояния, особенно накануне съезда «Нашей Украины».

- Перейдем к вопросу депутатских льгот. Сегодня Юлия Владимировна сделала очередное пафосное заявление о необходимости их отмены. В то же время ваши оппоненты указывают на то, что и бютовские депутаты написали заявления на получение льгот…

- …В том-то и дело. И в нашей фракции удержать ситуацию и сказать «Ребята, отказывайтесь от льгот, от транспорта, бесплатных квартир» - очень тяжело. Знаете, когда вам дают право на бесплатный проезд, всегда найдется повод им воспользоваться. Поэтому мы инициируем закон и не говорим, что есть белые депутаты и черные депутаты, хорошие и плохие. Все депутаты ставятся в равные условия. И нам важно провести закон, который лишит привилегий не только большинство, но и оппозицию. И за это мы готовы голосовать…

- Я вас перебью. Почему, слушая Юлию Владимировну по теме льгот, так выходят из себя «регионалы», социалисты и коммунисты? Потому что она придает этим заявлениям характер морализаторских нравоучений…

- Мы так же самокритично относимся и к себе …

- …А можно ли узнать фамилии тех депутатов БЮТ, которые написали заявления о получении льгот?

- Вы знаете, не думаю, что проблема в именах и фамилиях. Я не ставил перед собой цель разоблачать депутатов. Когда человек идет в депутаты, он движим серьезными мотивами что-то изменить, сделать что-то хорошее. Но когда он становится народным депутатом, он вдруг вспоминает, что приехал, например, из Жмеринки, и в Киеве у него нет квартиры. А положено по закону – значит, получай. Здесь проблема не моральной атрибутики – есть жены, есть дети, которые хотят жить нормально, это естественный процесс. Но должен быть закон, который поставит всех в равные условия. И депутат Верховного Совета не должен отличаться, например, от рабочего какого-то металлургического предприятия. Надо, чтобы все были в равных условиях, у всех была очередь. В конце концов, никто никого не заставляет быть народным депутатом.

С другой стороны, депутатам, приехавшим с регионов, нужно где то жить. А закон сегодня предусматривает получение депутатом квартиры или финансовой компенсации. Следовательно, без отмены этого законодательства и создания фонда исключительно служебного жилья этой проблемы не решить.

- Давайте конкретно: вот вы, как народный депутат, от каких льгот отказались бы, а какие бы, наоборот, хотели бы сохранить, поскольку они вам нужны по работе?

- Мне кажется, тут надо смотреть динамику того, как изменились возможности того или иного политика, когда он стал депутатом, вошел в правительство, и т.д. У меня, например, жилье, которое я получил еще до того, как стал народным депутатом.

- На какой улице живете?

- На ул. Коцюбинского. Далее. Я, честно говоря, уже несколько лет не пользуюсь бесплатным проездом.

- Но у вас есть машина, выделенная партией?

- Да, мне проще, в этом плане проблему решает партия. Более того, хочу сказать, что на протяжении вот уже 10 лет, если не больше, не пользуюсь льготными курортными путевками в эти шикарные санатории типа «Нижней Ореанды». Мне и здесь хватает общения с коллегами, и чтобы еще там этим заниматься, чтобы сэкономить какие-то деньги…

- Куда же вы ездите отдыхать?

- В разные места.

- Но, в основном, за рубеж?

- Не только. У моей тещи в селе дом. Там очень хорошая природа, и мы с семьей там часто отдыхаем.

- В какой области?

- В Житомирской.

- Хорошо, а как насчет врачебных услуг?

- Знаете, я отношусь к той категории людей, которые не обращаются к врачу до тех пор, пока их не внесут в больницу. На протяжении последних 10-15 лет вообще не обращался к врачам. Занимаюсь самолечением, хотя это и неправильно. И это привело к негативным последствиям, возникли серьезные проблемы со здоровьем. Но опять-таки, я не пользовался депутатскими льготами, а лечился в госпитале Службы безопасности Украины. Как известно, все, кто работали в СБУ, имеют право пользоваться этим госпиталем. И я больше доверяю этим врачам, чем каким-то другим. Там работают профессионалы очень высокого уровня.

- Пойдем дальше. Разного рода полеты, поездки?

- Если мне приходится пользоваться самолетами или поездами, то билеты покупаю за наличные деньги. Вообще, считаю, что лидеры политических сил должны подавать личный пример. И, что касается Юлии Владимировны, меня, мы пытаемся не пользоваться льготами уже на протяжении долгого времени.

- От материальных благ перейдем к духовным. Ваши оппоненты любят называть вас «пастором» и апеллировать к «моральности» вашей веры. Скажите, у вас сейчас хватает времени для изучения закона Божьего, для молитвы?

- Хватает. Я действительно проповедую в церкви. И считаю, что это более важная тема, нежели политическая суета. И я не считаю оскорблением, если кто-то называет меня верующим человеком. Я не скрываю этого. Наоборот, считаю оскорблением, когда говорят, что человек не имеет в сердце Бога.

- Не подскажите ли адрес церкви, в которой проповедуете?

- Пожалуйста, улица Мичурина, 64.

- А когда вы работали главой СБУ, вы посещали церковь?

- Однозначно, посещал. Знаете, как только я возглавил Службу, мои оппоненты попытались запустить в СМИ такую позицию: ну как это евангельский христианин-баптист может возглавлять силовую структуру, это невозможно, и т.д. Я же считаю, что как раз только верующий человек и должен возглавлять силовые структуры. То есть человек, у которого сердце реагирует на человеческие проблемы. А человек, у которого мертвое сердце, мертвая душа, - такого человека очень опасно направлять в силовые структуры. Более того, в серьезных цивилизованных странах ситуация, когда верующий человек возглавляет силовую структуру или становится президентом, является нормой.

Поэтому мне кажется дикостью, когда политику, чиновнику или просто человеку вменяют в вину его веру в Бога. Это не вписывается в мое понимание здравого смысла…

Евгений Кузьменко, ProUa.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5