14 Декабрь 2024
 

Недуэль Ряховский – Ющенко

yuschenko_hand

14 октября Виктор Ющенко издал указ о признании членов ОУН-УПА воюющей стороной во время второй мировой войны и борцами за независимость. Реакция на это решение как внутри, так и вне Украины была разной – по ощущениям больше негативной, чем положительной. Последовали многочисленные заявления, и из самых острых на моей памяти два – федерации еврейский общин России и Епископа РОСХВЕ, члена Общественной палаты РФ Сергея Васильевича Ряховского. Последнее вызвало всплеск эмоций, как в христианском, так и в светском обществе.

Думается, ситуация с решением о реабилитации участников ОУН-УПА как минимум несколько глубже, чем общественная реакция на “вмешательство российского Епископа в дела Украины”. Будучи и сторонником Сергея Васильевича по многим вопросам, и – по ряду позиций – являясь его оппонентом (не в плане действий, а лишь в плане убеждений и мнений), тем не менее, я постараюсь раскрыть тему пересмотра итогов (частично наш портал писал об этом ранее – в статье “Геноцид без будущего”). Мне думается, что острая реакция Сергея Васильевича на инициативу Президента Украины (и проблема реабилитации или нереабилитации прошлого в целом) вызвана не столько отношением к событиям прошлого Украины, сколько мрачной перспективой всего процесса пересмотра итогов прошлого.

Я бы сказал так – на наших глазах рождается некий новый тренд – “цивилизованный” пересмотр итогов прошлого.

Почему “цивилизованный” – потому что тренд рожден в рамках Евросоюза. Почему “в кавычках” – потому что в объективность подобных вещей мне верится с трудом. Современное мироустройство несправедливо по определению. Попытки человечества определить границы морали, правильного или неправильного через ООН, ЕС, Женевские конвенции, альянсы, соглашения и т.п. – увы, не делают мир лучше. Почему - ? Потому что “без Меня не можете ничего” (Библия), и изгнав когда-то Создателя из своей жизни (как цивилизации), человечество уже обречено – спорить с этим думаю, не будет ни один христианин (неважно, какой конфессии). И все вышеупомянутые структуры, ставя во многих случаях своей целью весьма благородные и правильные намерения, увы – находятся под воздействием многих векторов “не божественного” происхождения. Поэтому попытки восстановить справедливость по отношению к прошлому изначально обречены на провал, на мой взгляд. Почему? Потому что то, что для одного было правильно, для другого правильным не было. А если нет единого судьи, которым по моему глубокому убеждению и пониманию, как христианина, является только Бог, то, как говорил Достоевский - “если нет Бога, то все позволено”.

За последние 5,5 тыс. лет было ок. 14,5 тыс. больших и малых войн (в т. ч. две мировые), в ходе которых погибло, умерло от эпидемий и голода св. 3,6 млрд. человек

История любой нации полна и светлого, и темного. Я могу сказать так, что путь любой нации – по своему трагичен. Каждая нация (как и каждый отдельный человек по жизни) на своем пути сталкивается и с хорошим, и с плохим, переживает и моменты просветления и мгновения жуткого позора. И Украина не исключение. Как страна, как общество, состоящее из отдельных судеб, поломанных и исковерканных несправедливостью. Тирания, обрушившаяся в жизнь простых людей как в России, так и в Украине после революции, прошлась по каждому и защищать “великое” прошлое наших народов в период после революции 1917 года я не собираюсь. Эта страница наших народов полна и моментов позора (голодоморы, коллективизация, репрессии, искоренение христианства), и моментов величия (героическая победа над фашизмом, вклад в мировую науку и культуру).

Как и отдельный человек подвержен греховному влиянию через плоть, так и нации могут быть охвачены плохим.

Чем “провинилась” Германия, что на них “свалился” фашизм? Что двигало американскими солдатами во Вьетнаме, когда напалмом выжигались деревни? А чем виноваты сегодняшние северо-корейцы, живущие фактически на островке каменного века?

Прошлое – неоднозначно, как бы нам не хотелось определенности.

Но думается, проблема пересмотра итогов прошлого поднимает целый пласт новых потенциальных угроз. Фактически, давая дорогу тренду пересмотра итогов прошлого, цивилизация вступает в эру новых военных отношений. И если раньше война это было тупое завоевание территории, имущества, людей и последующий передел собственности, то сейчас мы как бы вступаем в тот же передел собственности, но “под другим соусом”, цивилизованно. Ведь сам по себе процесс восстановления справедливости подразумевает следующее. Два мальчика в детстве играли в песочнице, и тот который больше постоянно долбил меньшего. Потом они подросли, и вдруг один стал предъявлять другому все свои обиды и несправедливости. И не просто предъявлять, а прилюдно, пригласив “независимых” экспертов. Безусловно, я утрирую, и речь не о песочницах, а о жизнях людей, исковерканных, а порой и замученных до смерти.

Но в целом, каков итог подобных процессов? Огромное число обид вылезет наружу. Готово ли человечество справляться с ними и брать на себя новую ответственность – вершить суд? Мое понимание таково, что как христианские нации, мы должны прощать прошлое, а не взывать к бунту, не взгревать отмщение за зло, нам причиненное. И уж тем более, не брать на себя Божьи функции – вершить суд народам и определять кто был прав, а кто виноват. Наше дело – просить мир “примириться с Богом”. А “Мне отмщение, Я воздам” – функция, адресованная не нам, поверьте!

Человечество допустило величайшую несправедливость, “кинув” Бога сразу же после своего рождения. И ответил Бог не только превентивными мерами в виде потопа и ветхого завета. Бог ответил тем, что Сам заплатил за это – проглотив обиду, отдал Себя. И думается, что раздувая подобные настроения, мы не принесем мир и покой в и без того, израненное и затравленное грехом общество. Это не вина Ющенко, и уж тем более не вина Ряховского в том, что жизнь наших народов была такой, какой была. И выплескивая наши эмоции и тратя силы на раздувание подобных конфликтов, мы не особенно-то принесем светлое и доброе.

Вячеслав Макаров, ”Рейтинг Новостей”.

СПРАВКА / БЭКМ: Война – общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения ненасильственных форм и способов борьбы (разрешения противоречий) к прямому применению оружия и других насильственных средств для достижения определенных политических и экономических целей. По своей внутренней сущности война является продолжением политики государств и их правящих элит средствами вооруженного насилия. Главным средством ведения войны являются вооруженные силы. Вместе с тем, в войне используются и другие, - как военные, так и невоенные формы борьбы, в том числе организация саботажа и террористической деятельности на территории противника. Основная и решающая форма борьбы в войне – вооруженная. Представляет собой совокупность военных действий различного масштаба, ведущихся во всех пространственных и физических сферах. За последние 5,5 тыс. лет было ок. 14,5 тыс. больших и малых войн (в т. ч. две мировые), в ходе которых погибло, умерло от эпидемий и голода св. 3,6 млрд. человек. В современных условиях в связи с окончанием “холодной войны” уменьшилась опасность мировой ядерной войны. Однако продолжаются так называемые локальные войны — военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами, племенной рознью и так далее. Международное сообщество, ООН стремятся к созданию системы отношений между государствами, исключающей угрозу силой и ее применение.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5