Сегодняшний Ливан сталкивается с политическим кризисом, у которого как бы два лица: все более заметное влияние шиитского населения, выражающееся в укреплении политического влияния “Хизбаллы”, и ощущение местными христианами своей слабости и незащищенности. Ливанские христиане сегодня, вне зависимости от их политической принадлежности, стараются удержать свое место и политическое влияние - скрытый конфликт из-за контроля над правительством, вкупе с политическими и социальными трениями, - это нож в самое сердце ливанской идентичности.
Ливан, несмотря на все это, остается наиболее плюралистическим обществом в самом сердце региона, монополизированного двумя крупнейшими течениями ислама - суннитами и шиитами. А всего в Ливане 18 религиозных групп.
Проблемы ливанских христиан имеют свой резонанс во всем регионе, будь то марониты или копты Египта. Все эти группы задаются вопросом: а есть ли для них место на мусульманском Ближнем Востоке?
Созданный в свое время французами как прибежище для восточных христиан, Ливан всеми силами старается противостоять противоречивой реальности демографии. Христианское население уменьшается, возможно, даже быстрее, чем это можно предположить. Самый надежный способ определить состав населения страны - провести перепись, но в Ливане на это наложено жесткое табу.
В стране идет постоянная внутренняя борьба за власть между христианами, суннитами и шиитами. Несмотря на то, что формально они разделили власть поровну, все понимают, что соотношение численности этих групп и уровень их влияния совершенно различны.
Нынешний баланс был установлен соглашениями в ат-Таифе в 1989 году, поставившими точку в гражданской войне в Ливане. Согласно этому документу, сунниты получили главенствующее положение, хотя и христиане сохранили свое влияние во власти.
Но многие сейчас полагают, что эру Таифа можно считать завершившейся, прежде всего, потому, что все более очевиден переход рычагов реального политического контроля над страной от суннитов к шиитам, хотя многие представители христиан продолжают попытки сохранить статус-кво.
В скором времени политические лидеры Ливана намерены встретиться и на этой встрече заключить соглашение, которое должно предоставить “Хизбалле” и ее христианскому союзнику генералу Мишелю Ауну больше возможностей для принятия решений, но отнюдь не право вето, на котором они первоначально настаивали. Однако вряд ли эти переговоры завершатся подлинно равноправным разделом власти.
Ситуация, в общем, следующая. Сунниты утверждают, что их численность равна численности шиитов. Шииты, в свою очередь, настаивают на том, что они составляют большинство, а по заверениям христиан, к этому исповеданию принадлежит 20% ливанцев. В то же время все стороны сходятся в том, что нынешний избирательный закон на основе религиозно-общинного принципа должен быть изменен, может быть, и на менее демократичный, но отражающий реальную картину разделения властей.
“Любая перепись покажет, что христиане представляют очевидное меньшинство, -говорит Хиляль Хашан, профессор политических наук из американского университета в Бейруте. - Но никто не хочет знать, что их количество падает. Многие полагают, что христиане сегодня едва составят 25% населения”.
Многие христианские лидеры обосновывают ненужность общей переписи тем, что для того, чтобы определить численность каждой общины, достаточно подсчитать количество голосовавших на выборах. Так Амин Жмайел, лидер маленькой партии “Христианская фаланга”, говорит, что перепись не нужна потому, что христиане продолжают оставаться сильными, но в определенных районах. Он имел в виду, что христиане, равно как и шииты, проживают в определенных районах, что хорошо помогает во время выборов в парламент. При этом, по мнению этого эксперта, сунниты из-за того, что они разбросаны по всей стране не представляют собой столь консолидированную и потому влиятельную электоральную силу.
При нынешней избирательной системе каждый округ может избирать определенное количество депутатов-суннитов, шиитов, христиан или друзов. Но поскольку население в округах изрядно перемешано, многие христианские политические лидеры предпочитают быть лояльными к мусульманскому большинству в их округе. Далеко не все христианские лидеры объединяются в стратегический союз. Генерал Аун, бывший антисирийский военный лидер и глава “Cвободного патриотического движения”, ныне надеется на альянс с просирийской и проиранской “Хизбаллой”. Это, конечно, может помочь реализации его президентских амбиций - согласно таифскому соглашению, президентом может быть только христианин. Но не совсем понятно, насколько комфортно в таком союзе себя будут чувствовать его сторонники, некогда представлявшие самую влиятельную силу в Ливане.
“Аун утратил доверие у нас, у христиан, ибо “Хизбалла” и есть причина всех неурядиц в стране, - утверждает Жосиан Саадех, бывший сторонник Ауна. - Ведь “хизбаллисты” отказываются разоружиться и вторгаются в политическую жизнь страны. Они хотят при всем том оставаться государством в государстве, что неприемлемо. Аун, пойдя с ними на союз, только усиливает таким образом позиции “Хизбаллы”.
А вот принявший недавно крещение суннитский полевой командир Самир Джиджи, которого многие шииты считают виновником убийства во время войны невинных людей, обсуждая политическую ситуацию в стране и свой собственный арест, инспирированный сирийцами, говорит, что он целиком за сохранение нынешней системы разделения властей в стране, позволяющей каждой религиозной группе иметь свою собственную ячейку в системе власти. “Ведь мы отличаемся от остальных, - говорит Самир. - Мы же христиане”.
Майкл Слэкман, Нада Бакри
“THE NEW YORK TIMES”, 9 ноября 2006 г.
Перевод ”Портала-Credo.Ru”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()