Украинский политический мир уже давно стал предметом черной зависти российской интеллигенции, причем независимо от взглядов. Демократы и либералы восторгаются “Оранжевой” революцией, говорят о том, что в нормальной европейской стране партии должны между собой спорить до хрипоты, и завидуют невиданной на русскоязычном информационном поле свободе слова. Правые православные ругают и ненавидят “режим Ющенко”, который якобы не дает России стать гегемоном на территории СНГ, но политическим успехам (даже скромным) православных антизападников в Украине также завидуют.
Ведь в России подобное продвижение по политической лестнице представителей интересов и точек зрения различных групп населения, в том числе даже маргинальных, невозможно.
Украинская ситуация, споры и идеи церковных лидеров в Украине вызывают все больший интерес среди российских религиозных лидеров и политиков. Украина – это раздражающий момент для России, вызов, “провокация”, заменитель пустоты, отсутствия общественно-политической дискуссии, это глоток воды в пустыне “суверенной” (или “сувенирной”) демократии.
Украину пугают российские имперские угрозы, энергетическая гегемония, возрождающийся тоталитаризм, а Россия боится киевской майданной развязности и легкости в высказывании разного рода крамольных мыслей. По этой причине власти обеих стран фактически объявили персонами нон грата целый ряд знаковых идеологических фигур. В начале 2006 года Служба безопасности Украины запретила гражданину России и главе Московского отделения “Союза православных граждан” Кириллу Фролову въезжать на территорию Украины в течение двух лет за разжигание этноконфессиональной вражды между верующими. Фролов попал в черные списки не из-за того, что ругал “оранжевую” власть на чем свет стоит, а скорее за то, что под лозунгами солидарности православных народов активно помогал молодежной организации “Прорыв”, которая добивается отторжения Крыма от Украины. Если “Прорыв” в Украине терпят, то Фролова не стали.
В мае 2006 года последовал симметричный ответ российской стороны – за православного патриархийца Фролова в Россию не пустили харизматического нигерийца Сандея Аделаджу, пастора крупнейшей киевской пятидесятнической церкви “Посольство Божие”. Российские пограничники аннулировали его многократную визу прямо на границе и велели возвращаться в Киев. Уже потом Аделадже объяснили, что визу у него отняли, потому что “цель поездки не соответствует действительной”, несмотря на то, что пастор ехал в Москву для участия в передаче “Пусть говорят” на Первом канале по приглашению вполне лояльного Кремлю Максима Шевченко.
По идеологическим причинам отказали во въезде в Украину главе Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископу Сергею Ряховскому. Неизвестно, хотел ли лидер РОСХВЕ участвовать в киевской протестантской конференции “Влияние света”, которая прошла 27-29 октября этого года, но на сайте РОСХВЕ появилась информация о том, что “24 октября был звонок на мобильный телефон епископа от человека, представившегося вторым секретарем посольства Украины в России, который просил Сергея Васильевича “воздержаться от поездок на Украину в ближайшее время”. Естественно предположить, что звонок из посольства был связан с многочисленными заявлениями Сергея Ряховского, вошедшего в Общественную палату РФ, по поводу “оранжевой” революции, где содержалась критика Церквей, участвовавших в политических акциях в поддержку демократии и реальной независимости украинской власти от Кремля.
Мистическая история с попыткой не пустить в Киев лидера РОСХВЕ разворачивалась на фоне заочной российско-украинской дискуссии вокруг участия Церквей в политической жизни. После заявления Сергея Ряховского, осуждающего реабилитацию Виктором Ющенко повстанцев из ОУН и УПА, украинских протестантов как будто прорвало. Они, видимо, понимают, что осуждение “оранжевой” революции – это внешняя, хрупкая и далеко не вечная, маска некой другой общественной реальности, но вот осуждения части своей национальной истории, пусть даже и с националистическим налетом, не стерпели. 8 ноября глава совета Собора независимых евангельских Церквей Украины Анатолий Калюжный откровенно ответил Сергею Ряховскому по всем пунктам. Во-первых, выразил общее впечатление: “Считаю, что эта позиция недостойна служителя такого ранга, как Сергей Ряховский, и считаю, что такая позиция больше отображает взгляд Кремля на положение вещей… Сергей Ряховский, вместо того, чтобы смотреть в свое дело и давать оценку своим проблемам, которые есть сегодня в России, связанным с вопросом свободы слова, свободы Церкви, возможности евангелизации в России, занимается совершенно другой, не свойственной ему деятельностью”. Во-вторых, ответил за стояние на Майдане: “Евангельские Церкви и протестантское движение Украины принимало непосредственное участие в Оранжевой революции. Мы не считаем, что это был вопрос политики. В той ситуации, в которой оказалась Украина в тот момент, а она была на грани гражданской войны, это был вопрос не политики, а вопрос морали. Было аморально молчать и быть в стороне от проблем, которые будоражили все общество”. В-третьих, Калюжный обратился с просьбой к Сергею Ряховскому, чтобы он принес свои извинения “церквям и служителям, которые принимали непосредственное участие в Оранжевой революции”. По словам Калюжного, пасторы ждут, что Сергей Ряховский в ближайшее время приедет в Киев, чтобы “отреагировать на негодование и то непонимание, которое возникло между евангельским движением Украины и России”.
Справедливости ради надо сказать, что общественно-политическая дискуссия, которая развернулась вокруг заявлений Сергея Ряховского, затронула сердца и многих пасторов российских евангельских церквей (значительная часть из них родом с Украины). Еще до заявления Калюжного, 31 октября, с близким по содержанию письмом выступил пастор церкви из Архангельска Алексей Кузьменко. Обращаясь к Сергею Ряховскому, Кузьменко отмечает, что, обвиняя националистов в Украине, “Вы в то же самое время вовсе не возвышаете своего голоса в Общественной палате, членом которой являетесь, в осуждение деяний коммунистического режима среди “братских” народов в мирные годы и военное время, последователи которого хранят останки своего вождя в центре столицы. Сколько было разбито семей и покалечено судеб коммунистами, не мне вам говорить!” Как видно из письма Кузьменко, архангельский служитель, как и Калюжный, радеет за Украину многообразную, в разных ее проявлениях, и они готовы защищать ценности нынешней “оранжевой” и незалежной Украины. Кузьменко задает Сергею Ряховскому вопросы, которые надо задавать не главе РОСХВЕ, а скорее каждому депутату в Госдуме РФ: “Вся Украина празднует “День Библии”. А в России какой праздник учредили праведники? Ветеранам ВОВ в честь годовщины победы над фашизмом в России президентом великой нефтяной державы было выплачено по 500 рублей на каждого пенсионера. Для вас это никогда не казалось унизительным? Или вы даже не задумываетесь об этом?”
Российские и украинские протестанты находятся в плане открытости общественной дискуссии в более выгодном положении, чем православные. Евангельских церквей много, какой-нибудь лидер всегда будет спорить с другим по богословским или политическим проблемам общества. Православие же в России все больше унифицируется на высоком уровне. Скоро в России официально будет представлять православие только Московская патриархия. Процесс слияния Зарубежной Церкви Митрополита Лавра с РПЦ МП уже давно показывают по Первому каналу и по “России”, а, значит, к президентским выборам будет “единая поместная Русская Православная Церковь”. У другой известной альтернативной юрисдикции – РПАЦ - в Суздале отнимают храмы. Иные “альтернативные” церковные структуры малоизвестны или ведут полуподпольный образ жизни. Однако даже в такой ситуации украинские православные (к примеру, Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко) в интервью Александру Солдатову) говорят о том, что только дружественные отношения с Россией и русским православием сделают два государства сильными. Однако для этого нужно, чтобы православие, сосредоточенное на духовной жизни и реально не зависящее от власти, в России, все-таки, наконец, появилось.
Русские и украинцы, политики, интеллигенция – православная или протестантская – всегда будут критиковать друг друга, и искать аналогии друг другу, сравнивать и делать выводы, независимо от государственных СМИ. Украина пробивает толщу российской официальной идеологии, не дает церковному начальству полностью насладиться властью на просторах всего СНГ, подбрасывает “оранжевые” идеи в топку общественного сознания, заставляя задуматься о том, как живут близкие нам украинцы. В России, по мере централизации и авторитаризации власти, унификации идеологии, объединения Церквей под эгидой власти, тема Украины в религиозно-общественной дискуссии становится ключевой. С Киевом соотносят политические сценарии, так как в Украине есть политические механизмы на все случаи жизни. Однако постоянное соотнесение себя с Украиной не сделает Россию “оранжевой”, Россия лишь допустит некоторую степень открытости и свободы для своих граждан, благодаря Украине. Но и этого не произойдет, пока в московской пустыне не появится хотя бы намека на аналогичные украинским политические и религиозные силы.
Роман Лункин,
для ”Портала–Credo.Ru”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()