Несмотря на то, что “христианский рок” как музыкальный стиль существует уже очень давно, это словосочетание до сих пор у многих вызывает скорее настороженное недоумение, чем интерес. При этом у одних (неверующих) настороженность вызывает слово “христианский”, у других же (верующих с ортодоксальными взглядами) - разумеется, “рок”. Неудивительно, что лучше всего этот своеобразный стиль прижился в наиболее либеральной христианской среде - среди протестанских Церквей во всем своем многообразии. Действительно, слова о Боге и искупительной жертве Иисуса Христа, выкрикиваемые под жесткие гитарные риффы, как нельзя лучше отвечают тезису о том, что проповедь должна вестись, прежде всего, на понятном аудитории языке. А именно понятное проповедование Евангелия в свое время стало одной из движущих сил Реформации.
Христианский рок-фестиваль “Пришествие-2006”, состоявшийся в Санкт-Петербурге 19 ноября, не позиционировался как акция какой-либо конкретной Церкви или деноминации. Выступлений священнослужителей или совместных молитв программа также не предусматривала. Концерт в Ленинградском дворце молодежи вполне можно было принять за обычную рок-”тусовку”, если бы не несколько кардинальных отличий. Во-первых, полное отсутствие пьяных или хотя бы чуть-чуть выпивших людей, что для обычного “сейшна” просто немыслимо. Во-вторых, редко увидишь на обычном рок-фестивале родителей с детьми 10-12 лет. Ну и, в-третьих, конечно, прославления Бога и цитаты из Евангелия, раздававшиеся со сцены на всем протяжении вечера.
Играть христианский рок, конечно сложно. Ведь каждый музыкант мечтает, чтобы аудитория его творчества была как можно шире, а значит, приходится балансировать. Перегруженность текстов песен откровенными проповедническими мотивами отпугнет неверующих, а излишнее абстрагирование неумолимо выведет музыку группы за рамки христианской. Обе эти тенденции были в полной мере продемонстрированы коллективами, выступавшими на “Пришествии”.
Хорошо известный питерской публике музыкант Дмитрий Шлетгауэр в своих песнях говорит о Христе достаточно прямо. Что неудивительно - Дмитрий является вторым пастором Церкви “Новое поколение” в Петербурге, а значит, выступая с электрогитарой на сцене, он не просто стремится развлечь зал, а несет свое служение. Талант пастора Дмитрия Шлетгауэра в том, что его песни-проповеди интересно слушать и христианам, и неверующим, и тем, кто ищет свою дорогу к Богу. Немалую роль в этом играет весьма профессиональное звучание и энергичность исполнителя. Можно сказать, что ДШ (сценическое “прозвище” пастора) представил публике самый классический вариант христианского рока.
А вот сменившая его на сцене беларусская группа “Фляус и Кляинн” явили залу самый настоящий “христанский музыкальный авангард”. Причем, авангард начинался прямо с названия коллектива. “Фляус и Кляинн” - это аббревиатура, которая расшифровывается как “Фимиам Льющийся Ясным Утренним Солнцем Из Ковчега Любви Явившего Новое Начало”. Одна буква “и”, впрочем, при расшифровке теряется, но ребят это не смущает. Судя по манере поведения на сцене, их вообще мало что смущает. Выступление белорусов стало для части зала настоящим шоком. “Фляус и Кляинн” устроили на сцене настоящий перфоманс в духе золотого времени “АукцЫона” или ранней “Ногу свело”. Здесь было все - и резкие удары по струнам, и падения вокалиста на пол с размаху (петь при этом он продолжал), и буйные пляски-скачки с гитарами. Что и говорить - такой христианский рок увидишь редко. Наверное, именно из-за этой нестандартности во время выступления белорусов часть зрителей покинула зал. Между тем, при всей своей внешней эпатажности “Фляус и Кляинн” продемонстрировали довольно глубокое содержание. Ни разу не произнеся со сцены имени Иисус, они, тем не менее, умудрились в своих текстах очень точно отразить метания человеческого духа в поисках пути к Богу и успокоение, обретаемое теми, кто свой путь,в конце концов, нашел. К сожалению, полноценно воспринять нерифмованные притчи, рассказываемые вокалистом под музыку с рваным (но тем не менее четко продуманным и безупречно выдержанным) ритмом и гармонией, преимущественно построенной на диссонансах, было сложно в том числе и из-за микрофонов, которые гасили звук. Но это уже претензии к звукооператорам.
Интересно, что за кулисами фестиваля “Фляус и Кляинн” оказались весьма сдержанными и спокойными в общении людьми. Корреспондент “Портала-Credo.Ru” задал несколько вопросов вокалисту группы Сергею, сыну Александра (представиться музыканты решили именно сценическими псевдонимами, заявив, что “так будет правильнее”) и бас-гитаристу (который по экспрессии на сцене был явным лидером) Нео-Александру.
Портал-Credo.Ru: Чем все-таки христианский рок отличается от не-христианского?
“Фляус и Кляинн”: Внешне может не отличаться ничем, абсолютно. Главное - что внутри у музыки, чем она наполнена.
- То есть важно, не только как играют христианский рок, но и как его слушают?
- Важно, как люди поклоняются Господу. Это - прежде всего.
- Вам никогда не предъявляли претензий относительно вашего стиля поведения на сцене?
- Нам - нет, а вот наших знакомых музыкантов как-то баптистский пастор упрекал в том, что их музыка - от дьявола. Но мы думаем, Господь рассудит.
- Группа давно существует?
- Четыре года. Но раньше мы просто играли какую-то музыку. А год назад пришли ко Христу и стали играть именно христианский рок. В связи с этим почти полностью обновился состав. Из прежнего только мы двое и остались. Сейчас все музыканты группы - христиане. Сергей сын Александра учится в библейском колледже.
- Нравится?
- Да, конечно! Я вообще считаю, что каждый должен получить религиозное образование. Как можно больше узнать о Боге.
- А к введению в российских школах уроков Православия как относитесь?
- Хорошо!
- Не смущает то, что Православие таким образом получает преимущество над другими конфессиями?
- Главное - чтобы учили христианству. Мы никогда и нигде не подчеркиваем, что мы - протестанты. Но всегда говорим: мы - христиане. Это главное.
- Тем не менее, каково в современной Беларуси быть протестантом?
- Ну, нельзя конечно сказать, что прямо на улицах хватают и сажают. Но сложно приходится, да. Недавно президент Лукашенко выступил с речью, в которой фактически заявил, что никаких протестантов в Беларуси нет и быть не должно. Это, конечно, печально.
- Вы выступаете только перед христианской публикой?
- Нет, конечно! Зачем солить соль? Конечно, надо выступать перед неверующими, чтобы они услышали и уверовали!
- То есть ваша музыка - это проповедь?
- Несомненно!
Группу “Фляус и Кляинн” на сцене сменил “Фимиам” (на этот раз не зашифрованный в аббревиатуре) из Ижевска. Этот коллектив явил другую сторону нетрадиционного христианского рока. Композиция “Черный ворон” была сыграна фактически в стиле”хэви-металл”, что многих немало озадачило. Тем не менее, “Фимиам” был довольно тепло принят публикой.
Также на фестивале выступили группы “CarpenDiaz” и “УгрюмоffRiver” (интересно, что бы сказал по этому поводу Вячеслав Шишков). Многие особенно ждали выступления популярного питерского коллектива “Дружки”. Эта группа, помимо всего прочего, известна тем, что не чужда провокаций. Так, на одном из фестивалей “Дружки” выступали в костюмах, напоминавших священнические сутаны. Тогда это вызвало негативную реакцию у многих зрителей. Но на “Пришествии” “Дружки” эпатировать публику не стали, в том числе, видимо, из-за того, что солист накануне концерта изрядно осип и не мог петь в полную силу. Так что, исполнив несколько хитов, группа довольно быстро покинула сцену, возгласив напоследок лозунг, встреченный бурными овациями: “Все Церкви всего мира - объединяйтесь!”.
Главным событием фестиваля должно было стать выступление австралийской группы “Newsbоys”, проанонсированное организаторами как “первый визит христианской группы такого уровня в Россию”. “Newsboys” мало известны меломанам за пределами страты христианского рока, однако представляют собой действительно довольно интересное явление. Собравшись в 1985 году, пятеро музыкантов объехали с концертами всю Австралию. При этом во главу угла они ставили именно “месседж” своей музыки, а не заработок. По воспоминаниям музыкантов, в то время они жили на один доллар в день. Впрочем, финансовый успех не заставил себя ждать. На сегодняшний момент “Newsboys” выпустили уже 13 альбомов и сейчас привычный для них формат - стадионы, заполненные фанатами до отказа. Так что выступление на фестивале в тесном зале питерского ЛДМ, куда собралось едва ли больше 1000 человек - действительно событие неординарное.
Как и положено звездам, “Newsboys” начали свое выступление с полуторачасовым опозданием. Все это время шла настройка звукоаппаратуры, которая, впрочем, особым успехом не увенчалась - на первых двух композициях солиста откровенно не было слышно. Тем не менее, публика (около трети из которой составляли иностранцы, специально пришедшие послушать именно “Newsboys”) встретила австралийцев с восторгом и даже активно подпевала основным хитам.
В том, что рок, который играют “Newsboys” - христианский, сомнений возникнуть не могло - слова “God”, “Lord” и “Jesus” встречались буквально в каждой второй фразе исполняемых песен. Австралийские гости оказались на высоте и в плане шоу - так завести публику не удалось никому до них. Солист группы сумел превратить в реквизит даже суетящихся вокруг сцены телеоператоров - отобрав у одного из них камеру, он секунд 10 увлеченно снимал танцующую перед сценой толпу.
В середине выступления “Newsboys” сделали паузу, во время которой их лидер обратился к зрителям с короткой проповедью (по-английски, через переводчика). В ней он призвал всех, кто его слышит “стать частью той революции, которая началась в нашем мире 2000 лет назад”, а также заявил, что его самое главное желание “чтобы пастыри всех Церквей и деноминаций собрались вместе и говорили друг с другом”. Таким образом, экуменизм, бесспорно, стал главным лейтмотивом фестиваля. Ну, а кроме того, все интересующиеся смогли узнать, что христианский рок в России и соседних странах несомненно есть и он весьма нестандартен на фоне западных образцов.
Иван Воронцов, для ”Портала-Credo.Ru”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()