Католический богослов Фридрих Грис, инженер по первому образованию, уже двадцать лет занимается борьбой с тоталитарными сектами и деструктивными культами. Он входит в правление FЕCRIS – неправительственной организции при Совете Европы, исследующей религиозные культы. Эта организация, созданная в 1994 году в Париже, имеет полномочия рассматривать заявки на регистрацию религиозных организаций и запрещать культы, признанные опасными для личности. FЕCRIS имеет ассоциированных членов не только в Европе, но и в США, Канаде и Южной Америке.
На конференции “Вероисповедания и новые религиозные движения в Болгарии – проблемы и перспективы на пороге ЕС” он, в частности, заявил:
“Существует два определения секты. Первое – любая религиозная группировка, порвавшая с Церковью (от лат. “sectum” – отделенное, отсеченное). Второе, которое обычно и подразумевается в разговорах о сектах – группа, чье учение и практика противоречат общественным представлениям о нравственности, человеческом достоинстве, правах, и свободе, и чья деятельность приводит к психическим, социальным и экономическим конфликтам и угрозам. Такие группы и называют “сектами” или “деструктивными культами”.
Конечно, точную границу провести трудно: перед нами широкий спектр религиозных движений, от вполне безопасных до исключительно вредоносных. Важно понять, что религиозная свобода имеет свои границы – там, где под угрозу ставится физическое или психическое здоровье людей или социальная и экономическая жизнь общества.
Вспомните самоубийство членов секты “Храм народа” в ноябре 1978 года, когда погибли 914 человек, в том числе много детей. Вспомните массовое самоубийство сектантов “Ветви Давидовой” в Техасе в 1993 году. Вспомните газовую атаку в Токийском метро, устроенную сектой “Аум Синрике” в марте 1995 года. Вспомните самоубийства 1994-1997 годах сектантов из “Храма Солнца”, когда во Франции и в Канаде покончили с собой 74 человека. Ведь это только малая часть списка жертв деструктивных культов.
Признаки деструктивного культа обычно легко различимы. Во-первых, глава секты почитается остальными сектантами как божество – или, по крайней мере, как говорящий от имени Бога. Каждому члену секты непрерывно внушается, что его учение – истина, не подлежащая сомнению, и единственный путь к спасению; всякий, кто его не разделяет, несомненно погибнет.
Такой культ подробно регламентирует повседневную жизнь человека вплоть до самых интимных ее сторон. У членов секты создается ощущение страха и виновности, что облегчает манипуляцию ими. Внушается представление о грани между сектой и всем остальным миром: внутри – истина и спасение, вне – только неверные, приближающие погибель. Член секты уже в силу своего в ней членства лучше остальных. Покинуть секту равнозначно смерти, это навлечет проклятие и бесчисленные беды не только на отступника, но и на всех его близких.
Оставшись в секте, человек всецело попадает под контроль: он не располагает своим временем, у него нет времени на общение вне секты. Если же подобные контакты случаются, рядом всегда оказывается кто-то из сектантов. За ним тщательно следят, ловя любое нарушение запретов, наложенных сектой. Под воздействием мистических практик, “духовных” упражнений и “духовной” литературы меняется язык, на котором он говорит и мыслит. Он переходит на жаргон, который понимают только единоверцы.
В США и Европе представления о религиозной свободе различаются. В Европе ее субъектом выступает личность: всякий волен объявить себя приверженцем какой угодно религии или отрицать учение любой из них. В США же субъектом выступает организация, так что любая секта в принципе имеет право делать со своими приверженцами что угодно, пока это не выходит за рамки уголовного кодекса. Поэтому некоторые секты, легальные в США, запрещены в Европе. Так, например, в исправительном лагере “церкви” сайентологов, который называется “Проект врачующей силы”, людей подвергают унижающим человеческое достоинство манипуляциям, и власти в это не вмешиваются. Некоторые группы неохаризматиков в качестве “таинств” практикуют применение ЛСД и других наркотиков. В Европе все это запрещено.
Седмица
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей (0)
Думаю, что правильнее было бы говорить о деятельности “тоталитарных культов”, т.к. термин “секта” приобрел в обществе из-за широты его исспользования чрезвычайно негативный оттенок (в общественном мышлении). Если смотреть на эту терминологию серьезно, то становится очевидным, что в повседневной практике, такие общепризнанные христианские движения, как католики, православные и протестанты - нередко “грешат” этим термином по отношению друг к другу. Думаю, потому в одной из рекомендаций Парламентской Асамблеи Совета Европы и было предложено сдерживаться от употребления этого термина - “секта”.