14 Декабрь 2024
 

Турецкие христиане расстроены общественным недоверием

Христианский пастор Бехнан Конутган - человек, очень мало сведущий в вопросах религиозной терпимости в Турции. Проведя годы в переводах Библии на турецкий язык и отстаивании своей веры в секулярном государстве, тем не менее, унаследовавшем подозрительность в отношении христиан, этот 55-летний священнослужитель чувствует, что все его дела принесли очень небогатые плоды. “В этом году предрассудки по отношению к христианам в турецком обществе возросли, - рассказывает пастор. - Исламские и националистические чувства также испытывают рост, прежде всего из-за продолжающейся войны в Ираке. Это очень сердит людей”.

Мы сидим в небольшом, не имеющем никакой вывески, офисе пастора, затерянном в переулках старой части Стамбула. Общественное недоверие ко всем христианам среди мусульманского большинства турок появилось после известных комментариев Бенедикта XVI, расцененных, как критические по отношению к исламу, и эта атмосфера сохранялась вплоть до начавшегося во вторник визита главы Римо-католической Церкви.

В том же здании находится церковь “Эммануил”, насчитывающая в Турции вековую историю. Здесь каждое воскресенье пастор проповедует перед 70 верующими протестантами. Это типичная община меньшинства в мусульманской стране, где на 73 миллиона человек населения приходится около 100 тысяч христиан.

Хотя в целом свобода вероисповедания в стране уважается, по-прежнему сохраняются ограничения, а также потенциал для дискриминации. Подобная оценка ситуации дается в соответствии с критериями ЕС, куда активно стремится Турция.

Недавно парламент одобрил разработанные по европейским образцам положения, касающиеся прав собственности религиозных организаций меньшинств. Но появление этого закона разрушило многие ожидания. “Мы по-прежнему не можем открывать школы или готовить священников. Да, государство предпринимает некоторые шаги, идут реформы, но новый закон не идет достаточно далеко”, - говорит священник Франсуа Якан, патриарший викарий халдо-католической Церкви.

ЕС также недавно выразил беспокойство по поводу нападений на представителей немусульманского духовенства. Так, о. Андреа Санторо был убит прямо в церкви причерноморского города Трабзона в феврале нынешнего года.

Христиане утверждают, что трения существуют в Турции, как ныне везде в мусульманском мире после датских карикатур на пророка Мухаммада и известных заявлений папы об исламе.

Иностранная религия

Подозрительность в отношении христиан имеют глубокий корни в истории Османской империи. Это обстоятельство было еще более отягощено позднее попытками европейских держав разделить османскую империю и дать христианам больше прав.
В ходе социологического исследования, проведенного турецким фондом экономических и социальных исследований (ТЕСЕВ), 60% респондентов заявили, что деятельность немусульманских миссионеров в стране должна быть ограничена.

“Это свидетельство отсутствия доверия. Люди думают, что в США и Европе есть планы обратить турок в христианство”, - говорит профессор Али Чарколу из университета Сабунчи, один из руководителей исследования.

Но хотя христиане и считаются в Турции представителями иностранной религии, эта страна, можно сказать, сыграла ключевую роль в истории христианства. На ее территории проповедовали апостолы Петр и Павел, прежде чем отправиться в Рим, злесь же была и проповедь апостола Иоанна, скончавшегося в Эфесе.

Старое название Стамбула - Константинополь. Это бывшая столица Византии, завоеванная турками в 1453 году и ставшая их главным городом. В истории страны мы находим самые разные христианские общины - от православных, сирийских и армянских до протестантских и католических конгрегаций. Сегодня особенное внимание масс-медиа привлекают евангелические общины из-за своего активного прозелитизма.
Два новообращенных христианина предстали на минувшей недели перед судом по обвинению в оскорблении турецкой национальной традиции и разжигании религиозной ненависти в процессе собственной миссионерской работы.

Противоречия с православием

Несколько в стороне от миссионерской активности протестантов находится ситуация с православным Вселенским патриархатом, расположенном в Стамбуле.

ЕС желает, чтобы Анкара позволила вновь открыть православную семинарию с тем, чтобы готовить священников. Турция в настоящее время ищет такое юридическое обоснование этой проблемы, которое с одной стороны не нарушило бы светский характер государства, и было бы одновременно приемлемо для Патриарха Варфоломея, духовного главы православных всего мира.

Аналитики признают, что правительство премьер-министра Эрдогана сделало значительные шаги на пути политических и экономических реформ с момента получения власти в 2001 году. Однако по-прежнему остаются проблемы в сфере духовной свободы.

В частности, в настоящее время в фокусе внимания ЕС находится принятие закона о компенсациях для тех, чье имущество было конфисковано государством или иным юридическим лицом и затем продано третьей стороне. Эта проблема весьма актуальна для религиозных меньшинств.

Но несмотря на все беспокойство, пастор Конутган надеется, что папский визит позволит погасить наиболее острые негативные сентименты в отношении христиан.
“Это отличный шанс для Турции, и его необходимо использовать. Конечно, будут протесты, это нормально, но люди не должны заходить далеко, чтобы не нанести ущерб репутации своей страны”, - говорит пастор.

Дэрин Батлер, REUTERS

Перевод ”Портала-Credo.Ru”

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5