Представители Латвийской Первой партии – ее председатель Юрис Луянс, председатель комитета Рижской думы по городскому развитию Андрис Америкс и парламентский секретарь Министерства по делам семьи и ребенка Алмерс Лудвигс – отвечают на вопросы церкви “Новое Поколение” (Рига) на кануне выборов.
Юрис Луянс:
– В этом году голосование осложнено тем, что избирателям нужно прийти строго на свой избирательный участок, хотя не все планируют субботу, 12 марта, провести дома. К тому же и приглашение на выборы, полученное людьми несколько недель назад, могло потеряться. В таком случае нужно позвонить по бесплатному номеру 7049999, и вам скажут адрес вашего избирательного участка. Латвийская Первая партия в первом списке.
– Что означает символика, название ЛПП? Расскажите об основных «китах», на которых стоит партия?
Юрис Луянс:
– Название «первая», конечно, не от того стиха в Библии, где сказано, что первые станут последними. Его истоки в другом месте Писания – «кто хочет быть первым, будь слугою».
Символ «зеленый листок» – обозначение конца зимы и начала весны, когда все пробуждается. Жизнь пробивается даже сквозь асфальт.
Фиолетовый цвет – традиционный цвет протестантов.
То есть, слуги, росток и мы стоим на христианском мировоззрении.
По политическому спектру – мы центрически-консервативная партия. «Центристы», потому что «левые» и «правые» делятся в Латвии по национальности. А мы не делим людей на правильных и неправильных по национальному и любому другому признаку. «Консервативные», потому что исповедуем ценности, которые были важны 10 , 100, 1000 лет назад и будут важны еще столько же. Стандарт – в Библии.
Для нас важен вопрос семьи как начала общества, его фундамент и единственная возможность его роста.
В экономической политике мы либеральны, но не до крайностей. Есть моменты, когда либеральность должна заканчиваться и надо принимать решения во благо общества. К примеру, считаем, что приватизировать «Латвэнерго» было бы необосновано.
Государственное экономическое развитие основано на частном предпринимательстве. Собственность – это святое право человека. Правительство, государство самоуправление не должны вмешиваться в предпринимательство, но, наоборот, стараться ему сопутствовать. Мы преследуем низкие налоги и минимизирование всех административных барьеров по отношению к предпринимательству со стороны государства.
Андрис Америкс:
– Серьезно на что–то влиять ЛПП сможет, если будет представлена в центральном правительстве, в парламенте и в самоуправлении. Тогда исчезнет так называемый синдром включенного ручного тормоза, когда машина вроде бы едет, но как…
800 лет назад по картам Рига занимала только 16 гектар, сейчас –30 000. Самое важное, чтобы Латвия не стала одной Ригой. Мы должны провести инвентаризацию и привести в порядок свое хозяйство, общественный транспорт, улицы и освещение. Важно не просто увеличивать размер города, но также сделать его более современным и удобным для жителей и гостей.
Алмерс Лудвигс:
– Мы думаем о том, чтобы дети находились не в детских домах, а в семьях. Около 900 детей в прошлом году могло быть адаптировано, но что–то вовремя не было сделано, и они остались в детских домах. Почему такое еще проихсодит в наши дни?
Сейчас разрабатывается программа для молодежи на следующие пять лет. Если у них будет будущее, у нас оно тоже будет.
Вот пара моментов этой программы. Планируется создать пять офисов в Риге, которые будут работать с молодежью в свободное от учебы время. Там парни и девушки смогут не только отдохнуть, но и получить что-то для жизни. Планируется также создать портал, который объединит информацию о том, где можно учиться, работать и отдыхать. Нужны места, где молодые люди могли бы получить профессиональную медицинскую помощь и не боялись туда идти.
Техникумы и университеты должны давать качественное профессиональное образование. Иными словами, мы хотим, чтобы молодежь могла все необходимое в плане профессии получить в Латвии и не уезжать для этого за границу. Для города важно, чтобы молодежь осталась.
– Планируется ли строить жилье?
Юрис Луянс:
– Все партии планируют строить жилье. Мы называем цифру от 6 до 8 тысяч квартир. Но это можно будет сделать, если работать с центральным правительством.
8000 квартир – это как раз фонд, который нужен городу, чтобы решить проблему жилья и для тех, кто ждет его в очереди, и для тех, кто должен по каким–то причинам выселиться из денационализированных домов. В 1997–1998 гг. я разрабатывал госполитику жилья, встречался с Рижской думой и говорил о грядущих проблемах. Жаль, что тогда к этому голосу не прислушались.
– Во время выборов мой сын будет находиться в Таллинне, как он сможет проголосовать?
– Можно голосовать уже за три дня до выборов.
– Как улучшить партнерские отношения с Россией?
– Город не отвечает за внешнюю политику государства. Но скажу, что ЛПП практически единственная партия, которая хоть каким-то образом пытается отношения с Россией улучшить. В качестве министра экономики я был в Москве с двухдневным визитом. За это время ни один политик моего уровня со мной не встретился. Четыре раза я обращался в российское посольство с просьбой организовать подобную встречу, и два раза мне ее обещали, но... Шлесерс возглавляет межгосударственную группу. Уже 2,5 года Россия от встреч отказывается. Сейчас Латвия стала европейским государством и за ее экономическую внешнюю политику отвечает ЕС. Но в любом случае экономические отношения с Россией важны.
– Будут ли в городе оборудованы бесплатные туалеты?
– Они должны быть. И, конечно, должны быть досягаемыми и такими, чтобы туда могли зайти люди, не являющиеся специалистами по экстремальным видам спорта. У нас даже не бесплатные туалеты хуже атомной войны. В ЕС стандарт такой, что на расстоянии 5 минут ходьбы должен быть туалет.
– Зачем нам библиотека, которую планируют строить в Риге?
– Библиотека нужна, вопрос – такая ли. Ее называют «Замком света». Но мы считаем, пока государство не поддерживает реальный замок света – церковь – другие «замки света» не могут дать желаемого результата. Церковь несет духовные ценности, библиотека – душевные.
ЛПП считает что ежегодно до 10 млн. латов центральное правительство может давать на возобновление церковных построек. Библиотека, о которой мы говорим, к примеру, спроектирована на 70 млн. Латов (!), а это примерно по 85 тыс. латов каждой церкви Латвии (их у нас 800).
Возможно ли уменьшить число игровых залов в Риге?
Андрис Америкс:
– Мы считаем в Риге должно быть одно-два места, причем отдаленные от жилья, где они могут быть. В течение 2–2,5 лет мы уберем, в соответствии с правилами, такие залы за черту центра города. Они являются одним из наркотиков, который серьезно губит молодежь сегодня. Хотя, конечно, сделать это без борьбы не получится.
Нам нужно устраивать футбольные поля, ледовые арены. Сегодня закончилась эра супермаркетов. По сути городская земля должна быть выделена для постройки общественных объектов, спортзалов и спортивных сооружений. В Латвийской Первой партии вопросами спорта занимается г–н Селиванов – олимпийский чемпион и председатель спортивного клуба «Рига».
– Как вы относитесь к тому, что из Латвии катастрофически уезжает рабочая сила? Кто останется здесь?
– Мы останемся (смеется). Конечно, здесь должна развиваться сфера услуг, промышленность, чтобы люди могли найти качественную работу. Кстати, уже этим летом строительным фирмам будет не хватать рабочих рук. От нас самих зависит то, готовы ли мы быть хозяевами своей страны и своего города.
– Планирует ли правительство Латвии выделять деньги на операции по искусственному оплодотворению?
Инта Фелдмане, депутат Сейма:
– Такие операции в Риге стоят около 1500 латов каждая. В Норвегии государство оплачивает до пяти операций по искусственному оплодотворению, в Эстонии правительство также компенсирует расходы на операцию и возвращает семье 40% от стоимости лекарств. Но латвийская концепция здравоохранения не предусматривает, что эта услуга должна оплачиваться государством. В подкомиссии мы уже поднимали этот вопрос. Дело в том, что все очень дорого. Исследование материала, к примеру, взятого у одного мужчины, стоит 300 латов. А здоровье у наших мужчин такое, что из 100 человек только один–два могут дать качественный материал. Сам банк спермы в Латвии держит частное предприятие. Сейчас ему требуется 20 000 латов, чтобы создать необходимые условия для хранения материалов в соответствии со стандартами ЕС. Мы хотим внести предложение помочь этому предприятию.
– В программе вашей партии речь шла о снижении подоходного налога с предприятий до 10%. Как скоро это будет?
Юрис Луянс:
– Сейчас налог снижен до 15%, наша программа – снизить его до 12,5 и даже 10%. Но этот налог устанавливает центральное правительство – Министерство финансов. От нашей партии никогда не было премьера, который мог бы повлиять на этот вопрос, или министра финансов. Я не могу гарантировать, когда это произойдет и произойдет ли вообще.
– Знаете ли вы, какой объем иностранных инвестиций придет в Ригу?
– Нет, но мы знаем, сколько желательно. В прошлом году – 350 млн. латов пришло в Латвию, 70% из которых – в Ригу.
– Решение вопроса о негражданах. Будет ли когда–нибудь у них возможность голосовать и быть гражданами этой страны?
– Мы против предоставления гражданства автоматически, и насчет этого не врем людям. Это надо было делать еще в 1992 году. Сейчас проблема столь глубока, что мы опять можем сделать Латвию ареной борьбы, кто кому будет мстить за наше тяжелое детство. Но я за то, чтобы гражданство можно было получать бесплатно. Это мероприятие не должно быть эмоционально ущемляющим, агрессивным, да еще и за деньги.
– Когда снимут неугодную рекламу с телевидения?
– Я предлагаю лучшее решение – выключить телевизор. Мы 50 лет жили там, где что-то ущемляли. Запрет нужно определенно оценивать – не даст ли он обратного эффекта. Есть закон о рекламе, теле– и радиовещании, и он довольно консервативный.
– Будут ли понижена квартирная плата? Большая часть зарплаты уходит на оплату коммунальных услуг.
– Думаю, все, что связано с квартплатой понижаться не будет. Вопрос в том, чтобы это повышение, которое имеется в любой экономике, было постепенным и ниже темпа прироста заработных плат. Платежеспособность людей должна подниматься быстрее, чем цены. Город может поддерживать малоимущих, пенсионеров, инвалидов первой, второй группы. Решение проблемы в том, чтобы латвийское хозяйство развивалось, и люди могли больше зарабатывать.
– Собирается ли ЛПП работать над системой образования в школах, и каким образом будут подниматься зарплаты учителям?
– Не будучи стопроцентно в правительстве, мы не можем влиять на эти процессы. Но Рига, я знаю, поддерживает своих учителей и, думаю, должна поддерживать.
Насчет правил содержания домашних животных…
– Эта очень большая проблема в Риге. Человек, который содержит домашнее животное должен быть очень ответственным. В нашем городе есть только одна площадка, где можно гулять с собаками, а их должно быть примерно 7–8. Город должен обеспечивать порядок тем, что предлагает условия для его соблюдения. Если наказывать, то надо и что–то давать.
В прошлом году налог на содержание животного суммой в 3–6 Ls заплатили примерно 6 000 собственников, но в Риге, наверно, 60 000 собственников.
Упадут ли цены на жилье?
– Рига – мегаполис, и спрос на жилье здесь будет всегда. Но через два года цены могут приостановиться. В проектной стадии сейчас находится 50 гостиниц и 70 домов.
– Куда обращаться, чтобы устроить подростка на работу?
– Закон позволяет работать с 14 лет. Город организует 10 групп по 20 человек, которые убирают парки и скверы. Конечно, это мало. Но одна группа обходится в 1000 латов.
– Не считаете ли вы нужным приехать в каждый район города и пообщаться со своими избирателями?
Юрис Луянс:
– Я недавно посещал приход не меньше вашего, но на встречу со мной пришло около 70 человек. Люди не активны.
– Будут ли организованы курсы по изучению латышского языка?
Андрис Америкс:
– В нашей программе записано, что в Рижской думе мы хотим сделать департамент по интеграции. Министерство по интеграции уже доказало, что это нужно.
– Будет ли как–то решаться проблема с бомжами?
Юрис Луянс:
– В Риге нет приюта для женщин. Это один из вопросов, в котором церковь должна сотрудничать с муниципалитетом (суповые кухни, приюты и т.д.). Государство доплачивает церквям, которые занимаются такого рода деятельностью.
Я был в Агенскалнской баптистской церкви, где есть приют для престарелых людей. Его поддерживает церковь и муниципалитет. По такому же принципу действует Лютеранская Рижская диакония. У Иветы Берколде, которая идет в нашем списке, 15 подобных проектов, и их готовы поддержать самоуправление и государство.
Бродяги, которые стали таковыми не из–за плохой жизни, другое дело. Они должны принуждаться к общественным работам.
– Собираются ли увеличить пособия для детей до 18 лет?
– Мы над этим работаем. Детям до 1 года пособие уже увеличено в 10 раз. В очереди – пособие детям до 7 лет, и затем – до 18–ти. В Латвии 400–500 тыс. детей до 18 лет. Если пособие увеличить даже на 3 лата, уже набегает большая сумма.
В 1927 году президент Латвии Чаксте призывал семьи иметь до семи детей, и называл убежденных холостяков – преступниками. Что–то должно поменять в нашем мышлении. В Библии сказано, что дети – это богатство.
– Позиция ЛПП к сотрудничеству с еврейскими организациями?
– Иудаизм – единственная религия, к которой мы как христиане должны быть дружелюбны. И, кстати, в рамках программы сакральной Латвии были выделены деньги на поддержку Резекненской синагоги.
В списке от ЛПП в Рижскую думу баллотируются представители семи национальностей.
NewGeneration.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()