Рождество Христово отмечается и в исламском Иране тем небольшим количеством христиан, что там проживает (официально их 340 тысяч) . Как и в других странах Ближнего Востока, издревле в них проживающие христианские общины подвергаются дискриминации, и среди них очень распространена эмиграция - как результат, с одной стороны, возрастающей исламизации, а с другой - глобализации. Персия - родина волхвов, следовавших за Вифлеемской звездой. Как и традиционные три волхва, христиане в Иране разделены на три группы, каждая из которых по-своему отмечает этот светлый праздник.
Первая из них - традиционные иранские христиане, последователи католической и православной Церквей армянского и сиро-халдейского обряда. Дело здесь не только в ритуале, в семьях эти христиане по-прежнему говорят по-армянски и по-арамейски, их общины - это также и национально-культурные общины. Все они - граждане Ирана, имеют официальный статус, но тем не менее подвергаются экономической и социальной дискриминации. В тоже время для них существует культовая свобода: Рождество открыто отмечается в христианских храмах Тегерана и других городов страны. У них также есть свобода собраний: армянские и ассирийские клубы организуют рождественские базары, общинные праздники, концерты и семейные ужины. В отличие от большинства иранцев, христианам запрещено праздновать свои праздники публично - на улицах или в ресторанах, поскольку в стране существуют жесткие ограничения на отдельные виды еды, напитков, музыки, одежды и поведения. Поэтому, чтобы избежать проблем, лучше отмечать Рождество в семейном кругу.
Другая группа христиан - иностранцы: католики, православные и протестанты. Очень мало христиан-неиранцев следуют восточным обрядам и очень мало иранских христиан следуют римо-латинскому обряду. Латинская месса служится в Тегеране в четырех храмах - Пресвятого Сердца Иисуса, Богоматери Утешающей, св. Жанны д’Арк и св. Авраама. Служба идет на фарси, итальянском, английском и французском языках. В стране существуют небольшие общины иностранцев-дипломатов, бизнесменов, студентов, часто приезжающих в страну лишь на несколько месяцев. К ним можно отнести и немногочисленных туристов. У них тесные связи с посольствами, в том числе и апостольской нунциатурой, что хоть как-то позволяет подкреплять часто весьма шаткий статус христианских мест поклонения и кладбищ. У таких посольств существует неформальный статус держав-покровителей, подобный тому который имеют консульства четырех стран - Франции, Италии, Бельгии, Испании - в Вифлееме, покровительствующие католическим святыням этого города на основе международно-протокольных норм.
Есть и третья группа - “тайные христиане”, живущие в Тегеране и повсюду по стране. Для них празднование Рождества сопряжено с риском. Это обратившиеся в христианство мусульмане, христиане (прежде всего христианки), вышедшие замуж за мусульман и формально обратившиеся в ислам, но тайно продолжающие исповедовать свою веру, и, наконец, дети из смешанных мусульмано-христианских семей. Полицейский надзор над христианскими общинами в стране служит поддержанию общественного порядка, а одной из составляющих этого порядка является запрет на посещение церквей теми, кто не является “легальным” христианином, то есть не принадлежит по рождению к одной из этноконфессиональных общин, исповедующих христианство. Практически беззащитны, по сравнению с апостольскими Церквями, домашние церкви протестантов, прежде всего, пятидесятников. За несколько дней до Рождества было арестовано от 10 до 15 членов подобных групп в разных городах страны.
На улицах Тегерана не увидишь рождественских украшений. “Если Небесам будет угодно, мы увидим белое Рождество, сверкающий снег на ветках елей, озаренных солнцем”, - поэтически выразился один тегеранский христианин. Но из-за местного климата, а также парникового эффекта Рождество в иранской столице, скорее, серое.
В наше время объявись здесь евангельские волхвы, им было бы трудно разглядеть на небе Тегерана путеводную звезду. А вообще несколько иранских городов претендуют на звание родины этих волхвов. Через шесть столетий после Рождества Христова, перед появлением ислама, на Ближний Восток из Персии вторглись Сасанидские завоеватели. Они дотла разрушили Вифлеем, но пощадили Базилику Рождества, ибо обнаружили в ней изображения волхвов в традиционной персидской одежде. Это изображение не сохранилось до наших дней, но трех волхвов (или трех королей, как принято их обозначать в западной иконографии) можно увидеть в римских катакомбах или на мозаиках Равенны. А останки мудрецов покоятся в современном Кельне - в стране мулл сложно сохраниться зороастрийским и христианским могилам.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()