13 Декабрь 2024
 

Решение Кировского райсуда г. Ярославля по иску А.Л. Дворкина к Церкви ХВЕ по Ярославской области

Дело №2-541/06 Изг. 29.01.07 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Ярославль 13 декабря 2006 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Малахова В.А.,

при секретаре Гавриловой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДВОРКИНА Александра Леонидовича к Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской по Ярославской области, ОЛЕЙНИКОВОЙ Юлии Артуровне о защите чести, достоинства и деловой репутации

установил:

Дворкин А.Л. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской по Ярославской области и АНО «Редакция газеты «Золотое кольцо». В исковом заявлении указал, что ответчик АНО «Редакция газеты «Золотое кольцо» является учредителем газеты «Золотое кольцо», ответчик Централизованная религиозная организация Российской Церкви христиан веры евангельской по Ярославской области является учредителем газеты «Екклесиаст».

В № 200 газеты «Золотое кольцо» за 2003 год опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие его деловую репутацию, а именно в начале публикации приведен подложный текст письма декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова об отсутствии у истца образовательного уровня, далее: «не все ярославцы жаждали почерпнуть мудрости у заезжего «профессора», который, кстати, оказался липовым: декан факультета журналистики МГУ Засурский отказал Дворкину в чтении лекций для студентов, мотивируя отказ отсутствием у лектора даже степени магистра», «да и правда, как же может человек, на словах так ратующий за православную церковь, кормиться из рук ее идеологических противников?», «Дворкин дал определение, что же такое тоталитарная секта. Оказалось, что это «организация, цель которой - получение прибыли ее руководителем и его окружением любыми путями, в том числе и религиозными», «хотя этого наш недоучившийся профессор может и не знать», «Единственная из всех религиозных организаций, кого он взял под свою защиту - это сатанисты. Дескать, не трогайте ребятишек. «Они безобидные, да и организации у них никакой. А что кто-то православные кладбища громит, синагоги и церкви размалевывает, так это силушка в них играет. Вырастут, поумнеют»; «Для красного словца выдергивал из контекста стихи из Библии, оперировал бездоказательными фактами, использовал те же методы обработки сознания, в которых обвинял сектантов. Все эти приемы хорошо отработаны, ведь он уже преуспел в разжигании межрелигиозной розни по всей стране: после его визитов вспыхивали межрелигиозные конфликты в Нижнем Новгороде, Димитровграде и многих других городах нашей страны».

Истцу не было отказано в должности лектора МГУ в связи с недостаточным образовательным уровнем, поскольку он имеет степени доктора философии по средневековой истории Фордхэмского университета (Нью-Йорк, США) и степень кандидата (магистра) богословия Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Нью-Йорк, США), а также бакалавра искусств по русской литературе Нью-Йоркского университета (Нью-Йорк, США). Все эти степени выданы учебными заведениями, лицензированными штатом Нью-Йорк, что является гарантией их соответствия мировым стандартам. Истец преподавал и читал лекции во многих духовных и светских высших учебных заведениях по всей территории России, а также во многих зарубежных странах. Он не получает никакой оплаты из рук «идеологических противников православной церкви». Сатанистов под свою защиту он не брал, религиозную рознь не разжигал.

Все изложенное в данной статье наносит вред его деловой репутации, поскольку истец является одним из немногих в мире специалистов-сектоведов, известен как ученый и публицист.

В № 10(83) газеты «Екклесиаст» за 2003 г. в статье «Гапон Второй» также опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие его деловую репутацию, а именно: «Этот борец с прозелитизмом перекрестился из иудаизма в православие в 1980 году в Нью-Йорке. В 1983-м году, после женитьбы на американской подданной, благополучно получил американское гражданство, в котором состоит до сих пор»; «Когда в 1997-м году «профессору» захотелось просветить студентов факультета журналистики МГУ на предмет своей деятельности, он получил от ворот-поворот с объяснением - «отсутствие образовательного уровня (степени магистра), необходимого для ведения преподавательской работы на факультете»; «Дворкин заявил, что единственная религиозная организация, которая не представляет опасность для общества -это сатанисты»; «Как показывает практика, где бы ни появлялся руководитель Центра Иринея Лионского, возникают конфликты на религиозной почве. Так было в 2001 году в Нижнем Новгороде, в городе Димитровграде Ульяновской области; работа Дворкина А.Л. с правоохранительными органами республики Татарстан положила там начало антирелигиозной истерии. Это и ставит своей задачей профессор Дворкин. Репутация одиозной личности, разжигателя межрелигиозных конфликтов тянется за ним»; «Ведь все мы помним, сколько мирных людей пострадало в 1905-м от провокаций того, первого попа Гапона. Этого же добивается и Гапон Второй».

Текст данной статьи сопровождается копией письма, якобы подписанного деканом факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Я. Засурским, размещенным на сайте www . narkonon . ru . Данное письмо является подложным, и никогда не подписывалось и не направлялось в адрес какого-либо юридического или физического лица. Полагает, что все публикации взаимосвязаны, поскольку являются следствием его выступлений в г. Ярославле и содержат аналогичные сведения.

Просит признать вышеприведенные сведения, опубликованные в газете «Золотое кольцо» в статье «Великий сектовед на каналах ЦРУ», газете «Екклесиаст» в статье «Гапон Второй» не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию истца. Обязать ответчиков АНО «Редакция газеты «Золотое кольцо» и Религиозная организация «Региональный управленческий центр Христиан веры Евангельской Пятидесятников «Церковь Божья» опубликовать заявление истца либо опровержение на страницах того же издания. Взыскать с ответчиков судебные расходы, размер которых будет уточнен в судебном заседании.

01.08.2006 г. истец представил уточненное исковое заявление, в котором просит опровергнуть сведения, опубликованные в газете «Золотое кольцо» в статье «Великий сектовед на каналах ЦРУ»: содержащиеся в тексте письма за подписью декана факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Я.Н. Засурского об отсутствии у истца образовательного уровня; «не все ярославцы жаждали почерпнуть мудрости у заезжего «профессора», который, кстати, оказался липовым: декан факультета журналистики МГУ Засурский отказал Дворкину в чтении лекций для студентов, мотивируя отказ отсутствием у лектора даже степени магистра», «да и правда, как же может человек, на словах так ратующий за православную церковь, кормиться из рук ее идеологических противников?», «Дворкин дал определение, что же такое тоталитарная секта.

Оказалось, что это «организация, цель которой - получение прибыли ее руководителем и его окружением любыми путями, в том числе и религиозными», «хотя этого наш недоучившийся профессор может и не знать», «Единственная из всех религиозных организаций, кого он взял под свою защиту - это сатанисты. Дескать, не трогайте ребятишек. «Они безобидные, да и организации у них никакой. А что кто-то православные кладбища громит, синагоги и церкви размалевывает, так это силушка в них играет. Вырастут, поумнеют»; «Для красного словца выдергивал из контекста стихи из Библии, оперировал бездоказательными фактами, использовал те же методы обработки сознания, в которых обвинял сектантов. Все эти приемы хорошо отработаны, ведь он уже преуспел в разжигании межрелигиозной розни по всей стране: после его визитов вспыхивали межрелигиозные конфликты в Нижнем Новгороде, Димитровграде и многих других городах нашей страны»; обязать ответчика АНО «Редакция газеты «Золотое кольцо» опубликовать на страницах газеты «Золотое кольцо» текст опровержения вышеуказанных сведений не позднее десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда; опровергнуть сведения, опубликованные в газете «Екклесиаст» в статье «Гапон Второй»: «Этот борец с прозелитизмом перекрестился из иудаизма в православие в 1980 году в Нью-Йорке. В 1983-м году, после женитьбы на американской подданной, благополучно получил американское гражданство, в котором состоит до сих пор»; «Когда в 1997-м году «профессору» захотелось просвятить студентов факультета журналистики МГУ на предмет своей деятельности, он получил от ворот-поворот с объяснением - «отсутствие образовательного уровня (степени магистра), необходимого для ведения преподавательской работы на факультете»; «Дворкин заявил, что единственная религиозная организация, которая не представляет опасность для общества - это сатанисты»; «Как показывает практика, где бы ни появлялся руководитель Центра Иринея Лионского, возникают конфликты на религиозной почве.

Так было в 2001 году в Нижнем Новгороде, в городе Димитровграде Ульяновской области; работа Дворкина А.Л. с правоохранительными органами республики Татарстан положила там начало антирелигиозной истерии. Это и ставит своей задачей профессор Дворкин. Репутация одиозной личности, разжигателя межрелигиозных конфликтов тянется за ним»; «Ведь все мы помним, сколько мирных людей пострадало в 1905-м от провокаций того, первого попа Гапона. Этого же добивается и Гапон Второй»; обязать ответчика Религиозная организация «Региональный управленческий центр Христиан веры Евангельской Пятидесятников «Церковь Божья» опубликовать текст опровержения вышеуказанных сведений на тех же страницах того же издания в срок не позднее десяти дней с момента вступления в силу решения суда. Взыскать с ответчиков судебные расходы, размер которых будет уточнен в судебном заседании.

В судебном заседании истец Дворкин А.Л. и его представитель по доверенности и на основании ордера адвокат Корелов А.А. исковые требования поддержали частично, отказались от иска в части требований к АНО «Редакция газеты «Золотое кольцо», пояснив, что данным ответчиком опубликованы извинения в адрес истца и его интервью. Отказ от иска принят судом, определением от 12.12.2006 г. производство по делу в данной части прекращено. Истец уточнил, что просит признать сведения, указанные в просительном пункте уточненного искового заявления от 01.08.2006 г. не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца. Требования о взыскании судебных расходов не будут заявляться им в данном судебном заседании, а будут заявлены отдельно. Пояснил, что целью публикации является не что иное, как опорочение его чести, достоинства и деловой репутации.

Утверждение о том, что истец «перекрестился из иудаизма в православие в 80-м г. в Нью-Йорке» не соответствует действительности. Ответчиком не представлено доказательств принадлежности истца к иудаизму до крещения в православную веру. Текст написан в заведомо оскорбительном тоне, унижающем истца. Термин «перекрестился» неграмотен с религиоведческой точки зрения, т.к. иудаизм крещения не предусматривает, т.е. повторное крещение в данном случае - нонсенс. Данный термин вызывает негативные ассоциации путем использования приставки «пере-» как в словах перебежчик (изменник), перевертыш, создающих негативное впечатление. Также, по его мнению, автор имел намерение сыграть на антисемитских стереотипах общественного сознания, чтобы показать истец, борющийся с прозелитизмом, сам своей вере изменил, кроме того, называет православным, а на самом деле по национальности еврей. В действительности истец является по национальности белорусом, считает, что белорусы и русские, по существу относятся к одной национальности. Данный текст также способствует разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни. Информация о том, что в 1983 г. после женитьбы на американской подданной он благополучно получил американское гражданство, также не соответствует действительности, т.к. брак, в котором он состоит настоящее время, является первым, заключен на территории РФ с гражданкой РФ в 1992 г. Его семейное положение в сертификате о получении американского гражданства указано как «холост».

Порочащий характер данного утверждения состоит в констатации факта заключения брака по расчету - ради получения американского подданства, что само по себе является аморальным. Истец преподавал на факультете журналистики МГУ в группе церковной журналистики в 1993-1994 г., читая предмет «История Вселенской Православной Церкви», данный курс был опубликован под названием «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». Затем руководство факультета утратило интерес к группе церковной журналистики и преподавателям объявили, что она будет отменена. Истец довел до конца 2-й семестр 1994 г., после чего не стал продлевать контракт и перешел в Российский Православный университет св. Иоанна Богослова, где преподавал тот же предмет. В 1997 г. никакого отношения к факультету журналистики МГУ не имел и не мог иметь. Документ о том, что ему было отказано в преподавании в МГУ ввиду недостаточного образовательного уровня, был опубликован в 1997 г. на Интернет-сайте религиозного течения сайентологов и стал широко распространяться. Истец имеет научные степени магистра и доктора. Для преподавания в высшем учебном заведении не требуется степень магистра, а достаточно наличия высшего образования. На факультете журналистики МГУ преподают практику журналистского дела журналисты, вовсе не имеющие высшего образования. На письмо представителя истца декан факультета журналистики Я.Н. Засурский ответил, что письмо, размещенное на сайте «нарконон», не зарегистрировано и отсутствует в архивах факультета, вызывает сомнения форма письма и размер печати, не соответствующий размеру официальной печати факультета. Во время лекции в г. Ярославле ответчик Олейникова Ю.А. задала ему вопрос о письме за под Засурского, опубликованном в сети Интернет, на что истец ответил, что данное письмо - фальшивка и он не рекомендует на него ссылаться.

Представленное ответчиками письмо Засурского набрано разными шрифтами, в его содержании имеются ошибки в фактах и внутренних противоречий. Я.Н. Засурский подтвердил подписание им всех имеющихся в деле документов факультета, противоречащих друг другу, что объясняется его преклонным возрастом. Считает, что нельзя доверять документам, содержащим порочащие истца сведения, т.к. они противоречивы. Информация в статье представ глумливом тоне. Фраза «Дворкин заявил, что единственная религиозная организация, которая не представляет опасность для общества - это сатанисты» дается как прямая цитата, прямая речь истца, а не как пересказ. Содержание фразы опровергает публикациями на данную тему в монографиях и периодической печати. В выступлении в г. Ярославле истец предупреждал об опасности сатанизма, указывал, что для сатанизма не бывает антирекламы и любая публикация о них вызывает интерес у людей, которые хотят этому подражать. При этом истец указывал, что многие вещи, приписываемые сатанистам, на самом деле совершаются девиантными подростками с деструктивным поведением, которые таким образом романтизируют свое противоправное поведение и находят его идеологическое оправдание. Фраза о том, что где бы ни появлялся истец, возникают конфликты на религиозной почве, также не соответствует действительности, т.к. доказать это можно только представив соответствующие сведения из правоохранительных органов. Истцу о таких конфликтах ничего не известно. В 2001 г. в Нижнем Новгороде правительство области и Нижегородская епархия проводили международную конференцию, в которой участвовал в том числе министр Французской республики Ален Вивьен, являвшийся председателем Межминистерской миссии по борьбе против сект, другие высокопоставленные лица.

Место проведения конференции пикетировалось сайентологами. Данный факт не может быть назван конфликтом на религиозной почве в результате деятельности истца. Конфликтов в Димитровграде и Республике Татарстан в связи с визитами туда истца не происходило, доказательств обратного ответчиками не представлено. Сравнение истца с попом Гапоном является порочащим по следующим основаниям. Общеизвестно, что Георгий Гапон является одной из самых одиозных фигур русской истории XX века, входил с одной стороны в террористическую эсерскую организацию, одновременно являясь агентом охранки. Следовательно, данным сравнением истец обвиняется в терроризме и сотрудничестве с некими тайными службами. Доказательств, подтверждающие данные выводы, ответчиками не представлено.

Как публичное лицо, истец привык к критике и открыт для нее, однако спорная статья представляет собой не критику, а целенаправленную клевету. Автор статьи ни разу не делает ссылки на других авторов, другие издания, не оставляя дистанцию между собой и публикуемыми данными. Все сведения сообщаются в утвердительном тоне. Спорный материал был перепечатан на множестве Интернет-порталов, цитируемых в свою очередь другими ресурсами и продолжает перепечатываться до сих пор, публикации породили целый сонм новых еще более чудовищных измышлений в его адрес. В результате истец вынужден оправдываться перед своей аудиторией и давать опровержения в средства массовой информации. Истец регулярно читает лекции в разных городах по всей территории РФ. Действия ответчиков негативно отразились на его трудоспособности и физическом здоровье.

Представители ответчика Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской по Ярославской области (правопреемника религиозной организации «Региональный управленческий центр Христиан веры евангельской Пятидесятников «Церковь Божья») по доверенности и на основании ордеров адвокаты Ряховский В.В. и Пчелинцев А.В. в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснили, что в статье «Гапон Второй» не было распространено порочащих сведений. Так, сведения о том, что Дворкин «... перекрестился из иудаизма в православие...» были заимствованы из издания

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5