14 Декабрь 2024
 

Христа ради политтехнологи

fonarik

Христиане, громко хлопнув дверью, вернулись в политику. Но если несколько десятилетий назад этим занимались иерархи традиционных конфессий, то сейчас среди молодых протестантских церквей пошла мода на «майданы» и «разноцветные революции». Куда ни глянь – все с кем-то борются. Латыши с гомосеками, белорусы с Лукашенко, украинцы те разделились на тех, кто за «Божьего посла» Черновецкого, и тех, кто против.

Вот и до нашего портала докатились громкие заявления и открытые письма протеста против конформистов Знакомая лексика, узнаваемые эмоциональные нотки. Я сам, внимательно слежу за политическими трендами, преимущественно оппозиционными, и прекрасно понимаю Ивана Лысюка из Варшавского университета, который выразил свое недовольство деятельностью «Духовной дипломатии». Понимаю в том смысле, что любое политическое противостояние всегда основано на монохромном восприятии сторон, и обязательной стигматизации оппонента.

«Наши» - это борцы: за свободу, народовластие, или напротив за сильную державу и суверенную демократию. А оппоненты: цепные псы кровавого режима, охранители, или, как вариант, лузеры, маргиналы, злопыхатели и оранжисты. Что вам больше по душе – выбирайте сами, но ассортимент штампов невелик. И не по причине скудоумия сошедшихся стенка на стенку противников, а просто такова природа жанра. Чтобы поднять народ на баррикады требуется сформулировать максимально простые и понятные даже для «чайника» идеи, вмещающиеся в пару слов лозунга на транспаранте, и показать врага в виде эдакого инопланетного Чужого, угрожающего самой жизни на земле. Сюжет хорош для голливудских фильмов, но, увы, бесплоден в качестве пространства для поиска путей будущего любой страны. Будь то России, Белоруссии, или Украины с Латвией.

Надо признать, что я сам частенько страдаю подобным примитивизмом в дискуссиях на форумах и за чашкой кофе. Страдаю, впрочем, сознательно. Понимая, что такова технология. Это самый простой путь быстро найти соратников и ошельмовать несогласных. Но я то, по крайней мере понимаю, что за подобной лозунговщиной не стоит никакой глубокой рефлексии о будущем развития страны. Это неплохой прием для флейма в чате, но совершенно контрпродуктивная стратегия, если речь идет о политике.

Но вернемся к Луке Многострадальному. И как Александра Лукашенко только не обзывают. И сатрап он, и «мозаичный психопат», даже диагнозы медиков приводят в качестве аргумента. А “глупый белорусский народ” с упорством, достойным удивления, продолжает голосовать за ненавистного правителя. Даже среди христиан все далеко не столь однозначно. Националистически настроенная часть выходит на площади вместе с оппозицией. А вот те, у кого русский язык и культура не вызывают отторжения, с калькулятором в руках сравнивают свою жизнь с соседними государствами и делают неожиданные выводы. Не так давно довелось читать статью одного московского журналиста белорусско-литовского происхождения. Как человек, родившийся в одной стране, а ныне тесно связанный ажно с тремя, он описывает свое путешествие по Синеокой. При том, что он вполне откровенно говорит о проблемах, стоящих перед белорусским обществом, в очерке легко заметить и легкую грусть. По мнению журналиста, Белоруссия сегодня – это то, чем мог бы быть СССР, если бы не развал империи, и это то, чем могла бы быть Россия без шоковой терапии.

Лично у меня подобные ностальгические метафоры не вызывают ни малейшего отклика. Ну умер Совок и похоронили... что страдать по стране, которая принесла столько горя христианам. Однако, давайте не забывать, что и в России, и в Белоруссии, христиан ну от силы 2-3%. А тех, кто имеет какие-то личные счеты к советскому режиму – и того меньше. Для оставшегося подавляющего большинства советские времена вспоминаются, как период относительной стабильности и социальной защищенности. Как вы думаете, что выберет большинство людей, если им предложить на выбор: жизнь революционера, отбитые ОМОНом почки и шок-прихватизацию экономики, или небогатую, но сытую жизнь, пусть и ценой отказа от части свобод (которые простому обывателю, что корове седло)? Наверное «шкварку и чарку», которые им и обещает господин Лукашенко. И даже если мы клеймим эти 80% населения, называем их конформистами, нам, как христианам все же следует помнить об элементарном уважении к их мнению. Демократия – это власть большинства. Даже если это самое большинство выбирает тех, кто нам неприятен,

Буквально сегодня я получил письмо от своего питерского знакомого. Мы с ними часто дискутируем в сети о будущем России и путях русской демократии. Но вот последний ответ мне показался настолько характерным, что не могу его не процитировать: «Я считаю что в стране давно нужно было начать наводить хоть какой-нибудь порядок, и диктатуру закона, которую провозгласил в начале своего правления Путин, я целиком поддерживаю, и никакой благодати, уже была как-то дана благодать, в виде коллективизации и прочей ерунды, когда храмы взрывались а купола переплавлялись. Нам нужен порядок. Пусть он пока только провозглашён, но его ВСЕ хотят, поверь… Мало того, и в демократию у нас никто не верит. То что немцу хорошо, русскому смерть. У нас самое настоящее монархическое государство, с князем по главе, боярами, помещиками, холопами и огромной массой крестьян, свободных и крепостных. И не надо лезть к нам этому Западу и учить нас жить..»

Да, иногда случается так, что народ, тот самый, который есть носитель власти согласно Конституции, выбирает не тех, кого мы ожидали. Более того, бывают ситуации, как в России и Белоруссии, когда этот самый суверен добровольно отказывается от своей свободы, выбирает жизнь крепостную, но хотя бы с иллюзией стабильности. Вы можете возразить мне: «Но ведь это – результат промывания мозгов через государственные телеканалы и бумажные СМИ». Соглашусь. А в ответ спрошу вас: «А разве при демократической власти в бывших советских республиках не так? Печальной памяти «голосуй или проиграешь» с искусно созданной истерией и турами рок-звезд вам напомнить?» Демократия тонкий институт, и не всем он оказывается по плечу. Я лично не хочу быть крепостным, мне не нравится кирзовый сапог «суверенной демократии». Поэтому я и живу в стране, в которой имеется какое-то подобие демократических свобод. Иван из Варшавы, судя по всему, тоже сделал выбор места жительства. Наши народы сделали свой выбор, и нам с этим выбором оказалось не по пути. Грустно, но ничего не поделать. Будем надеяться, что рано или поздно наши идеалы снова окажутся востребованны россиянами и белорусами.

Есть и другая сторона рассматриваемой нами медали. Давайте заглянем в историю. Времена римских императоров. Христианство уже перестало быть маргинальной иудейской сектой и завоевывает все большую популярность в империи и, особенно, в столице. Кроме черни и диаспоры, к церкви принадлежат представители офицерства, знати. Процент верующих в Христа, судя по хроникам, весьма приближается к современным 1-3%. Но до Константина Великого с его легализацией церкви далеко, демократией даже не пахнет, а пахнет как раз-таки кровью и гонениями. И что, вы думаете, христиане поднимают восстания? Выходят на Римский Майдан, насылают анафемы на власть предержащих, или обкидывают фекалиями выходящих из бань патрициев с молодыми любовниками? Дудки! Вот что пишет Иустин Мученик в своем послании Диогнету: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями... Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны: они не привержены к какому-либо учению человеческому как другие... Они представляют уникальный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но суть не от мира».

Перенесемся в 13 век. Европа только-только выходит из темных веков, культура, почти разрушенная варварами, возрождается, но нравы крайне суровы, а человеческая жизнь не стоит и ломаного гроша. Жестокое время, и никакой, заметим, демократии, хотя уже все в порядке с легальностью церкви. Впрочем этим легалитетом католики пользуются крайне неразумно, и вместо проповеди простого Евангелия, пичкают простой народ заумной теологической латынью, да копят несметные богатства.

Но вот в итальянском городке Ассизи зарождается странное движение. Сначала это был один городской юродивый (так сказали бы современники) по имени Франциск, а потом к нему примыкают отпрыски благородных семей горожан. И вдруг – словно по сухой траве, огонь пробуждения начинает распространяться по Европе. В конечном итоге францисканцами станут король Людовик Святой, королева Елизавета Венгерская, великий поэт Данте, не менее великий путешественник Колумб... И все это, подчеркнем, безо всяких революционных лозунгов и шельмований несогласных. Чистая любовь, проповедь свободы от вещизма, жизнь по Нагорной проповеди и – самая великая духовная революция в истории церкви. Многие считают, что Франциск оказал большее влияние на христианство, чем Мартин Лютер. Учитывая, что первый созидал, а второй, при всем моем глубочайшем почтении к его подвигу и реформации вообще, привел к расколу западную церковь, и ее ослаблению в долгосрочной перспективе, я склонен согласиться с этим утверждением.

«Но то времена старины глубокой, овеянные легендами. Разве там разберешь, как все было на самом деле? Мы живем в современном мире и должны следовать его законам» - скажете вы. ОК, перенесемся в наши дни. Точнее в совсем недавнее прошлое, которое большинство из нас наблюдали воочию. Во времена СССР христианство подвергалось, пожалуй, самым суровым гонениям за последние века. Церкви закрывались, КПСС официально провозгласила курс на атеизм и заявила, что религиозным людям в коммунизме делать нечего. Как же поступали христиане? Да все также, как во времена Древнего Рима и в средние века, овеянные святостью Франциска. А именно, продолжали делать то, к чему призваны: проповедовали Евангелие и молились. Не только в СССР, молились по всему миру. И вымолили, наконец, свободу. Где этот Вавилон, поработивший детей Божиих? Там же, где и Древний Рим – разложился на плесень и на липовый мед. И никаких, заметим, майданов, никакой «революционной джинсы».

Сегодня перед христианами встает множество вызовов: новое великое переселение народов, неспособность классической либеральной модели сохранить семейные ценности, кризис демократии и новые пограничные политические модели развития государств. «Нет ничего хуже, как жить в эпоху великих перемен» - говорил китайский мудрец. Нас угораздило вляпаться в эту самую эпоху «по самое нехочу». Ритм жизни и информационное давление не оставляют и минуты для того, чтобы просто задуматься и взвесить все «за» и «против». Потому-то общим место в публицистике стала поверхностность, а в обществе – следование модным трендам, подверженность «флешмобам», в какой бы сфере экзистенции они не возникали. Сегодня среди многих протестантов «трендово» ругать Батьку, проклинать геев и смеяться над не всегда удачными попытками Путина вернуть величие России. И мы даже не задумываемся о том, что скорее всего истина – где-то посередине.

А ведь христианская демократия всегда представляла на политической арене как раз тот третий, срединный путь. Почему же сегодня в русскоязычном мире она стала ассоциироваться с ксенофобией, политическим экстремизмом и «оранжизмом»? Может самое время тормознуть и взглянуть на мир глазами Бога. Который хочет, чтобы мы не проклинали правителей, а через любовь меняли их сердца. Чтобы мы помогли больным людям с извращенными сердцами найти веру и исцеление, а не отталкивали бы их от веры презрением. Чтобы церковь проповедовала Евангелие и через это меняла общество, а не через политические заявления и подстрекательство к бунтам.

Я не претендую на стопроцентную правоту, более того, я допускаю, что и сейчас перегнул палку и ошибаюсь во всех своих выводах. Просто я попробовал сегодня на несколько часов забросить все дела, выйти из круговорота страстей вокруг, и побыть честным перед Богом и самим собой. Предлагаю и читателям остыть, глубоко вздохнуть и побеседовать с Богом – все ли мы делаем в соответствии с Его принципами? Ответы могут быть разными, но «Бог есть любовь» - давайте не забывать эту простую идею. Только тогда христиане смогут стать теми самыми «Христа ради политтехнологами», что побеждали тиранов горячими сердцами и молитвой. История показала, что такая технология оказывается куда эффективнее средств мира сего...

Павел Левушкан, baznica

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (0)
цитата ответить 23 Фев. 2007 в 03:16 Taras:

Тяжелая статья для чтения, хватило дочитать до слов третьего абзаца: “цепные псы кровавого режима, охранители, или, как вариант, лузеры, маргиналы, злопыхатели и оранжисты”, и все.

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5