Представители традиционных религий России по-разному оценивают инициативу депутатов Госдумы о введении единого дресс-кода для школьных учителей — с одной стороны они скептически высказались об идее “заставить человека быть нравственным”, а с другой приветствовали попытку внести “корректировки” в поведение молодых педагогов.
По данным СМИ, два комитета Госдумы приступили к созданию федерального Кодекса школьной чести, в котором пропишут правила поведения и внешнего вида для детей и педагогов. Для учителей планируется определить критерии допустимого стиля одежды и аксессуаров — им могут запретить слишком короткие юбки, глубокое декольте и яркий макияж.
Бумажный кодекс и нравственность: что общего
Замглавы отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви игумен Митрофан (Шкурин) замечает, что “никакими кодексами и законами утвердить нормы нравственности еще никогда и никому не удавалось”.
“Нравственный выбор — это личный выбор человека. Безусловно, закон должен определять внешние границы допустимого, и его нравственное содержание всегда в той или иной степени востребовано в обществе. Но никакой, наверное, кодекс не заставит человека определить длину юбки или же длину рукава… Наверное, если это и будет исполняться, то это будет делаться не от души”, — сказал он РИА Новости.
При этом, добавил замглавы синодального отдела, перед верующими педагогами, которые в своей жизни придерживаются учения Православной церкви, не стоит вопроса о том, какой макияж использовать и какую одежду носить.
“Православный педагог руководствуется в своей жизни как общепринятыми нормами поведения и общежития, так и теми важнейшими для него нормами жизни христианина, которые установлены в Евангелии и опираются на опыт Церкви. Он понимает, что если уж призван к учительскому служению, то во всем должен соответствовать этому призванию. И поэтому ему не нужно говорить, что одевать — ему это и так понятно и очевидно”, — сказал игумен Митрофан.
По его словам, и для тех педагогов, которые не имеют отношения к религии, поведение человека в школе и его манера одеваться зависит от его внутреннего этического и морального выбора, от понимания им меры своей ответственности перед детьми, которым “он дает не только знания, но и своим примером ориентирует их в дальнейшей жизни”.
Кодексами и запретами проблему не решишь еще и потому, что речь идет о взрослых, уже сформировавшихся людях, добавил замглавы синодального отдела.
“Поможет ли симптоматическое лечение в виде запрета? Без воспитания будущих педагогов в вузах, и не только будущих педагогов, без воспитания в школе мы обречены. Во многом причиной проблем уже сейчас стало то, что почти 20 лет школы и вузы не выполняют воспитательных функций; какое-то время тому назад это даже противоречило закону”, — сказал игумен Митрофан.
Представитель РПЦ также отметил, что с учетом нынешних реалий депутатам, возможно, следовало бы больше думать о повышении социальной защищенности педагогов и престижа учительской профессии. “Хорошо бы поднять вопрос о том, а будут ли вообще способны наши учителя через какое-то время себе нормальную одежду купить? Вообще, что одеть педагогу, потому что у него очень маленькая зарплата?” — заметил собеседник агентства.
Педагоги с большой буквы
В свою очередь первый зампредседателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) и член Общественной палаты России Дамир Мухетдинов заявил РИА Новости, что поддерживает депутатскую инициативу, поскольку “нельзя делать свободу безграничной”, которая есть “анархия и беспорядок”.
По мнению Мухетдинова, нынешние молодые педагоги могут многому поучиться у своих коллег-предшественников из советской школы, прежде всего в том, что касается культуры поведения в обществе, хотя то время не стоит идеализировать.
“Советские педагоги были очень высоких нравов, несмотря на то что в начале 90-х годов им платили нищенскую зарплату. Но они все равно свое послушание, свою работу достойно несли, а университеты готовили не просто людей науки, а именно тех, кого мы называем “педагог с большой буквы”, — сказал Мухетдинов.
Он добавил, что закончил школу еще в советский период и хорошо помнит то время.
“Помню, когда утром школьников встречал завуч и директор школы. И тех девушек, которые приходили с накрашенными ногтями, с губной помадой на губах, они препровождали в туалет, и все это смывали. Те школьники, которые уже были борцами за, скажем так, какой-то глоток свободы, у них это прежде всего выражалось в попытке ношения кроссовок, джинсов, во время занятий или на перемене они жевали жвачку, обменивались какими-то фантиками”, — вспоминает собеседник агентства.
По его словам, на тот момент это все “выглядело как некий подрыв советской системы образования, устоев советской школы”. “Но как бы там ни было, школа работала, выполняла свои функции, давала хорошее, качественное образование”, — добавил Мухетдинов.
”Теперь просто машут рукой”
В то же время нынешние молодые педагоги, зачастую только что окончившие педагогический вуз, по мнению Мухетдинова, “нуждаются в некой корректировке своего поведения”.
“Сейчас, к сожалению, гораздо меньше стал процент таких преподавателей, которые готовы, несмотря на небольшую зарплату, пожертвовать для ребенка своим дополнительным временем, посвятить себя каждому ученику, который что-то не успевает. Зачастую просто машут рукой: “Пускай занимаются ими родители”, — констатировал мусульманский деятель.
Сам отец троих детей, он вспомнил, как какое-то время назад в одной из российских школ стал свидетелем “проводов” первоклассников.
“На выпускной вечер по итогам окончания первого класса в помещении школы были накрыты два стола. На столе, за которым собрались родители детей, стояли спиртные напитки. Буквально здесь же, по соседству, сидели маленькие первоклашки и их младшие братишки и сестренки дошкольного возраста. И меня очень сильно задело, что со стороны родителей не прозвучал голос возмущения: “А что вы творите, это же образовательное учреждение, здесь же наши дети?”. Но когда я увидел, что к этому равнодушно отнеслись и сами педагоги, руководители школы, я для себя понял, что наша школа действительно пребывает сейчас в таком глубоком духовном кризисе, что необходимо вмешательство против этого разложения”, — сказал Мухетдинов.
“Поэтому, я считаю, Государственная дума поздно на эту тему обратила внимание. Хотя лучше поздно, чем никогда”, — добавил он.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган также поддерживает инициативу законодателей о создании федерального Кодекса школьной чести и введении единых правил внешнего вида для учителей.
“Я думаю, это разумные меры. Если вводить единую форму для школьников, то, конечно, преподаватели тоже должны носить более скромную, строгую одежду. Это было бы правильно”, — сказал Коган РИА Новости.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Ноябрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Комментарии пользователей ()