23 Апрель 2024
 

Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа

Апостол Иаков в своём послании, ободряя евреев, находящихся в рассеянии, писал: “Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается” (Иак. 5:8). Нетерпеливые же христиане города Фессалоника считали, что Христос уже пришёл (2Фес.2:1,2). Они заблуждались, не понимая, что Его пришествию будут предварять: потеря иудеями государственности, рассеяние, а затем воссоединение израильского народа (Быт.49:10, Иер.31:10, Втор.30:3-5), мировые войны, глады, моры (Мт.24:6,7).

…скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?; (Мт.24:3) “Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; (Мт.24:30)

1. Ожидание пришествия

Апостол Иаков в своём послании, ободряя евреев, находящихся в рассеянии, писал: ″Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается″ (Иак.5:8). Нетерпеливые же христиане города Фессалоника считали, что Христос уже пришёл (2Фес.2:1,2). Они заблуждались, не понимая, что Его пришествию будут предварять: потеря иудеями государственности, рассеяние, а затем воссоединение израильского народа (Быт.49:10, Иер.31:10, Втор.30:3-5), мировые войны, глады, моры (Мт.24:6,7). Об этом дне возвестит Бог (Ис.42:9, Ам.3:7), придёт пророк Илия (Мал.4:5), произойдёт солнечное затмение (Иоил.2:31), явится оповещающее знамение на небе (Мт.24:30).

Учеников Иисуса Христа также волновала эта тема (Мт.24:3). На их первый вопрос: “скажи нам, когда это будет?” (т.е. разрушение храма и города) Учитель не дал прямого ответа. Однако в точности описал события, которые произойдут вскоре: “Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его … И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников” (Лк.21:20-24).

Действительно, в 70 году по Р.Х. во время иудейского восстания (66-73 г.г.) римские войска под командованием Тита (сына императора Веспасиана), после пятимесячной осады, захватили и полностью разрушили Иерусалим и храм. В целом, погибло около 600 000 евреев (”и падут от острия меча”). После второго иудейского восстания (132 - 135 г.г.) на развалинах города император Адриан основал языческий город-колонию Элиа-Капитолина, Иудейское государство прекратило своё существование и завершилось рассеяние сынов израилевых [Л.1]. Тогда исполнилась вторая часть пророчества: “и отведутся в плен во все народы”. Третья же часть пророчества осуществилась только в 1967 году, когда для Иерусалима окончились времена язычников.

2. Признак пришествия

Отвечая на второй вопрос: “какой признак Твоего пришествия и кончины века?” (Мт.24:3), Христос подробно охарактеризовал период последнего времени (Мт. гл.24, Мк. гл.13, Лк. гл.17, 21). Так пришествию Спасителя будут предшествовать многочисленные исторические события: войны, голод, эпидемии и землетрясения в разных местах, преследования христиан, упадок веры, появление лжепророков, умножение зла и остывание любви (Мт.24:6-12).

Перечисленные признаки кончины века можно наблюдать вот уже на протяжении 2 тысяч лет по Р.Х., практически, в любой исторический период. По этой причине Второго пришествия ожидали: фессалоникийская церковь в 40-х годах, множество христиан в 1000 г., последователи одной из крупных сект в 1914 г., некоторые верующие в 1943, 1999 и 2000 годах по Р.Х.

Все эти ожидания не сбылись, так как вышеперечисленные события, строго говоря, не являются признаками кончины века, а только характеристикой последнего времени: от вознесения до Второго пришествия Иисуса Христа; являются только началом мук рождения, а не концом.

Ученики спрашивали Иисуса не о многих приметах, а об одном признаке, который будет предшествовать кончине века (Мт.24:3, Мк.13:4, Лк.21:7). На этот вопрос Господь дал прямой ответ, вот он: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец” (Мт.24:14).

Понятно, что ни в 1000 году, ни в 2000 или 2005 годах Благая Весть не достигла всех людей, поэтому не пришёл Христос. Ибо “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2Пет.3:9).

Итак, признаком кончины века является проповедь Евангелия всем народам, по всей планете. Этот показатель настолько очевиден, что некоторые верующие [Л.2] считают его, признаком (знамением) пришествия Иисуса Христа. Однако это неверно.

3. Знамение пришествия

После характеристики последнего времени (Мт.24:4-13) и указания на признак кончины века (Мт.24:14), Учитель говорит ученикам о знаке Своего пришествия, а также о последующих за ним событиях (Мт.24:30): “Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою”.

Важному событию, происходящему по вмешательству Бога, обычно, предшествует либо сопутствует определённое знамение, т.е. видимое явление. Например, чтобы убедить израильтян в миссии Моисея Господь даёт знамения: жезл, превращающийся в змея, и наоборот, рука покрывается либо очищается от проказы, вода делается кровью (Исх.4:1-9, 28-31). Наступлению дня Господня будут предварять знамения на небе: кровь, огонь, столпы дыма (Иоил.2:30,31). После потопа Бог поставил радугу, как напоминание (знамение) завета (Быт.9:13-16). Знамением Божьим может являться сам человек: Иезекииль (Иез.24:24), дева Мария (Ис.7:14), Иона (Мт.12:38-40).

О каком же конкретном знамении, т.е. видимом знаке Своего пришествия говорил Иисус ученикам? Многие христиане полагают, что грядущий на облаках небесных Сын Человеческий Сам является таким знамением [Л.3-6], как Иезекииль, Мария или Иона. Однако Иисус ясно говорит о следующей очерёдности событий: 1) явится знамение; 2) тогда восплачутся все племена; 3) все увидят Сына Человеческого. Такая последовательность событий во времени ещё более чётко прослеживается в Евангелии от Луки (Лк.21:25-27).

Некоторые толкователи Библии считают, что знамением на небе будет изображение креста или Лика Христа, другие полагают, что на небосводе явится изображение Небесного Иерусалима, третьи – молния, необыкновенная звезда, Божья слава в «чёрной дыре», авангард ангелов с трубами и огненным мечом [Л.4-11]. Каждое предположение, по-своему, интересно и не лишено логики, но библейски обосновать их весьма трудно, если вообще возможно.

4. Знамения в солнце, луне, звёздах

В качестве знака Творец всего сущего едва ли даст какое-то изображение или авангард ангелов, так как, в частности, для знамений создал светила (Быт.1:14): солнце, луну, звёзды. Именно звезду дал Бог, как знамение, чтобы указать мудрецам с востока на рождение Мессии и привести их в город Вифлеем (Мт.2:2,7,9). Перед наступлением дня Господня произойдёт солнечное затмение, а отражённый луной свет станет красным, предупреждает Бог через пророка Иоиля (Иоил.2:31). “И будут знамения в солнце и луне и звёздах …” говорит об этом дне Иисус ученикам (Лк.21:25), а также даёт видение этих знамений Иоанну: “… солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь” (Отк.6:12).

Следовательно, не крест, Лик Христа или Небесный Иерусалим, но знамения в солнце, луне и звёздах возвестят пришествие Господне? Заманчиво ответить: да, но правильнее сказать: нет.

Во-первых, Учитель говорил об одном знаке Своего пришествия, а не о трёх (Мт.24:30).

Во-вторых, 3 вышеуказанные знамения в светилах трудно отождествить со следующими словами Иисуса: “Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой” (Лк.17:24, Мт.24:27).

В-третьих, изменения в свете солнца, луны, звёзд действительно будут (Лк.21:25, Отк.6:12, Иоил.2:31), однако нет веских библейских оснований считать их именно тем знамением, о котором сообщает ученикам Христос (Мт.24:30). Тогда возможен ли вообще правильный ответ? как найти его?

5. Тесный контекст

Одним из основных аналитических средств экзегетики (толкования Библии) является контекст, в частности, тесный, т.е. смысловая связь стиха с предыдущим либо последующим стихом [Л.12]. Воспользуемся этим аналитическим средством и прочтём предыдущий стих: “И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются” (Мт.24:29). Тогда явится знамение Сына Человеческого (стих 30).

Как мы выяснили, изменения в свете солнца, луны и звёзд не являются знаком Второго пришествия. Падение звёзд с неба и колебание небесных сил (тел), собственно, также не могут быть знаком, так как предшествуют знамению. Тогда, возможно, последствие падения звёзд, предсказанного в стихе 29, послужит знамением стиха 30?

Подвергнем тщательному анализу это предположение. О каких звёздах, спадающих с неба, говорит Иисус в стихе 29? Очевидно речь идёт о «падающих звёздах», так в старину называли яркие короткие вспышки на ночном небе. Они считались результатом падения звёзд, оторвавшихся от твёрдого небесного свода.

На самом же деле такие вспышки вызываются вторжением в атмосферу Земли твёрдых частиц из космоса (метеорных тел или метеоров). Их масса, порядка, миллиграммов и менее, размер – доли миллиметра, а скорость, с которой они влетают в атмосферу, огромна – 11 - 72 км /сек. На высотах от 130 до 80 км, из-за взаимодействия с атмосферой (столкновения с молекулами газов), космические частицы быстро нагреваются и полностью испаряются (сублимируют), т.е. как бы «сгорают». При этом возникает свечение раскалённых газов и происходит их ионизация, что позволяет ночью наблюдать метеор по узкому светящемуся следу различных длины, цвета, степени блеска. Особенно яркие метеоры называются болидами, слабые – падающими звёздами.

6. Радиант метеорного потока

Земля, двигаясь по орбите со скоростью 30 км /сек., периодически встречается с роями твёрдых космических частиц, чаще всего, с облаками пыли от распавшихся комет. Тогда в ночном небе появляется множество падающих звёзд, т.е. следов (путей) метеоров, так называемый, звёздный (метеорный) дождь (N >10 000). Благодаря эффекту перспективы, пути метеоров, летящих по параллельным направлениям, кажутся исходящими из некоторой области на небосводе, как это изображено на рисунке.

Эта область (точка) небесной сферы, из которой как бы исходят все видимые или продолженные назад пути космических тел называется радиантом метеорного потока (от латин. «излучающий»). Радиант занимает определённое положение среди созвездий, в том из них, откуда летят метеорные тела, а также участвует в суточном вращении неба. Свечение радианта тем сильнее, чем больше его часовое число N (количество метеорных вспышек в час).

Итак, если Иисус Христос в стихе 29 под звёздами, спадающими с неба, имеет в виду метеорные тела, тогда Его знамением в стихе 30 является радиант, как следствие падения этих тел. При виде его все народы земли не только будут охвачены великой скорбью (Мт.24:21,30), затрепещут и побледнеют (Иоил.2:6). Но “Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (т.е. небесные тела придут в движение)” (Лк.21:26).

Как звезда на востоке послужила знамением Первого пришествия Сына Человеческого, так радиант на севере возвестит о Втором пришествии Спасителя, Царя, Судьи.

7. Обширный контекст

Можно ли подтвердить вышесказанное более широким контекстом главы 24 Евангелия от Матфея и других Книг Нового Завета? Обратимся к стиху 27: “Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого”. В этом высказывании Иисуса речь идёт не о молнии, но о том эффекте, который она производит: блеске, освещающем небо от края и до края, что хорошо видно из параллельного стиха Лк.17:24. Радиант, как молния, действительно осветит небосвод от востока и до запада.

Евангелист Лука приводит такие слова, сказанные Христом: “Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится” (Лк.17:29,30). У Матфея и Марка об этом же событии читаем: “и звёзды спадут с неба” (Мт.24:29, Мк.13:25). Следовательно, “дождь огненный и серный” (Лк.17:29) это падающие звёзды (Мт.24:29), т.е. метеорные тела, падение которых и сегодня называется звёздным дождём.

Почему же Иисус говорит о дожде не только огненном, но и серном? Дело в том, что не все метеоры имеют столь малые размеры и массу, что полностью испаряются и распыляются в атмосфере. Например, метеориты, теряя до 90 % своей массы из-за абляции, достигают поверхности земли. Крупный метеорит в виде огненного «шара» с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и частиц называется «болидом» (греч. «метательное копьё»). Его полёт, видимый даже в дневное время, оканчивается падением на землю и образованием кратера или разрушением в воздухе с выпадением мелких метеоритов.

В старину болид можно было сравнить с полётом горящего куска самородной серы, которая находилась, в частности, в долине Иордана, в том числе на берегах Мёртвого моря [Л.1, стр.887]. Поэтому Христос называет метеорный дождь не только огненным, но и серным. Действительно, Иоанн, наряду с падающими звёздами, градом и огнём (Отк.6:13, 8:5-7), видел полёт болидов: как бы большую гору, пылающую огнём, большую звезду, горящую подобно светильнику (точнее, факелу), звезду, падшую с неба (8:8,10, 9:1).

Краткое описание Второго пришествия находим у апостола Петра: “Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (2Пет.3:10).

Попробуем ответить на возникающие при чтении этого стиха вопросы: 1) каким образом день может придти ночью? 2) почему придёт, как вор? 3) по какой причине разгорятся стихии (небесные тела)?

Во-первых, радиант – знамение пришествия будет виден только ночью и не виден в дневное время суток, поэтому: “придёт же день Господень … ночью”. Во-вторых, исходящее от радианта сияние такое яркое, словно ночью вдруг придёт день. Интересно, что в пасхальный Седер евреи читают акростих раби Яная, оканчивающийся словами (о дне прихода Мессии): «Сделай тьму ночи сияющей в сверкающем свете Твоего дня» [Л.13], а Третья книга Ездры содержит удивительное эсхатологическое пророчество (стихи 5:1,4): «О знамениях: … внезапно воссияет среди ночи солнце …» [Л.14].

На первый взгляд, сравнение Петром дня Господня с вором (устарев. «тать») неуместно, но оно встречается также у Иоанна (Отк.3:3, 16:15) и Павла (1Фес.5:2,4), что уже нельзя считать неуместным или случайным. Объясняется это тем, что в прежние времена на востоке вор внезапно проникал ночью в дом прокапывая дыру в стене из земляных кирпичей [Л.15, стр.180)]. Радиант, как раз, и является такой неожиданной «дырой» в ночном небосводе – знаком проникновения в наш мир дня Господня.

Стихии (небесные тела) разгорятся по причине трения об атмосферу. Затем они: 1) либо “разрушатся” (ст.3:10,12), как болиды; 2) либо “растают” (ст.3:12), т.е. полностью испарятся, как метеорные тела малых размеров. По причине многочисленных пожаров, которые возникнут после разрушения небесных тел, “земля и все дела на ней сгорят” (ст.3:10).

8. Библейский параллелизм

Воспользуемся ещё одним аналитическим средством экзегетики – библейским параллелизмом [Л.12], чтобы окончательно прояснить вопрос о знамении Сына Человеческого.

Обратимся к Ветхому Завету, вначале, к Псалтири, в 17-м псалме которой описывается пришествие Господне: “Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся дым от гнева Его (точнее, из ноздрей Его) и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него … От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их” (Пс.17:8-16).

Это описание, часто даже в деталях, совпадает с рассказами Иисуса Христа о Своём пришествии (Мт.24:27-30, Лк.17:24-30, Мк.13:24-26), а также с несколькими видениями, которые Он открыл Иоанну (Отк.6:12-17, 8:5-12, 16:18-21). Увиденное (метеорные тела) Иоанн называет звёздами небесными (6:13), градом и огнём, горой, звездой (8:7-10, 9:1), Матфей и Марк метеоры именуют звёздами (Мт.24:29, Мк.13:25), Лука – огненным дождём (Лк.17:29,30), Пётр – разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10,12).

Давид же называет метеорные тела горячими углями (Пс.17:9), градом и углями огненными (ст.13,14), полёт которых сопровождается мощными электрическими разрядами в атмосфере Земли (молнии в ст.15). По-видимому, именно метеоры ветхозаветные пророки именуют стрелами и копьями Бога (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11).

Однако, если град (вероятно, речь идёт о каменном граде, см. Ис.30:27-30, Иез.13:11-13) и угли огненные это метеорные тела, тогда в 17-м псалме должно быть описание радианта.

9. Что означают уста Бога и гнев Его?

Устами Бога Давид называет, вероятнее всего, радиант метеорного потока (не удивительно, учитывая вселенский масштаб и небесный характер этого явления), а полёт болидов – огнём поядающим (Пс.17:9). Иоанн, описывая увиденное, применяет тот же образ уст (Отк.1:16, 19:15). Примечательно, что еврейское слово «peh» (уста) имеет также значение «отверстие» (Быт.42:26, И.Нав.10:18,22, Дан.6:17).

На широте Иерусалима радиант метеорного потока (Цефей) станет виден вечером на севере у края неба (т.е. у самого горизонта) и, в течение ночи, будет перемещаться в восточном направлении. Тем самым в точности исполнится библейское пророчество: “Идут из отдалённой страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю” (Ис.13:5, см. также Иер.6:22, Втор.28:49). Под орудиями Божьего гнева Исаия имеет в виду, скорее всего, воинство небесное, т.е. звёзды, которые спадут с неба и истлеют (Ис.34:4).

В другой главе пророк описывает, собственно, шествие имени Господа (Ис.30:27), упоминая не только уста Его, как источник негодования (возмущения), язык Его, “как огонь поедающий”, но и горящий “гнев Его”, очевидно, кроваво-красный небосвод. Последний образ пророк использовал также в стихе 13:13, а Иоанн – в описании видения (Отк.6:16,17).

Под гневом Бога пророк Наум также подразумевает, по-видимому, красный небесный свод, который вызван пылью от ног Господа (Наум.1:3-6). Ведь из-за столкновения Земли с облаком космической пыли изменятся оптические свойства её атмосферы. Красная длинноволновая часть спектра солнечного света, которая сейчас проникает в атмосферу (рассеивается на молекулах газов коротковолновая часть: голубые, синие, фиолетовые лучи), теперь будет рассеиваться. Причиной чего послужат бесчисленные пылинки, размеры которых гораздо больше размеров молекул газов и близки к длине волны красного света. Поэтому цвет неба изменится с голубого на красный.

Перемена цвета неба на кроваво-красный, вероятно, является одним из небесных знамений у пророка Иоиля (”кровь”, в ст.2:30). Апостол Пётр называет такой небосвод “воспламенённые небеса” (2Пет.3:12), а Павел - “пламенеющий огонь” (2Фес.1:8).

10. Тайник силы Божьей

Ещё одно ветхозаветное описание пришествия Господа находится в 3-й главе Книги Пророка Аввакума: “Бог от Фемана грядет, и Святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск её – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! … Солнце и луна остановились на месте своём пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих” (Авв.3:3-19).

Читая этот, а также иные тексты о дне Господнем, как ветхозаветные, так и новозаветные, складывается твёрдое убеждение, что речь идёт об одном и том же событии – Втором пришествии Мессии. Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не противоречат в деталях, дополняют друг друга.

Так пророк Аввакум даёт очень важное дополнение, касающееся упоминавшихся ранее стрел и копий Бога: стрелы излучают свет, а сверкающие копья – сияние (Авв.3:11). Если пророк не считает их, собственно, молниями, как не считают Захария (Зах.9:14) и Христос (Лк.17:24), тогда он, определённо, имел в виду метеорные тела: малые (стрелы) и большие – болиды (копья).

Следы метеоров Аввакум именует лучами, а радиант – тайником силы Божьей: “от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! ” (ст.3:4,б). Сияние радианта – величия и славы Бога покроет всё небо и наполнит все уголки земли (ст.3:3,б), его блеск, “как солнечный свет” (ст.3:4,а).

Сравнение пророком блеска Божьей славы с солнечным светом не случайно, так как мощный радиант, дело руки Бога, будет испускать лучи (по-еврейски, буквально, «рога»), подобно излучению Солнца. Этот радиант можно назвать скрытым (тайным) солнцем ночного неба или, лучше, “тайником Его силы”.

11. Светильник, лицо, точило

В Библии используются также иные названия радианта дня Господня. Этого удивительного, грандиозного, устрашающего явления.

Например, пророк Софония так описывает посещение Господом Иерусалима в “день гнева …, день облака и мглы” (Соф.1:15): “И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает Господь ни добра, ни зла»” (Соф.1:12).

Бог поступит в соответствии с древним еврейским обычаем, когда в канун праздника Пасхи ночью глава семьи со светильником обходил весь дом, чтобы проверить удалены ли все дрожжи (закваска) из дома (Исх.12:19). Однако грандиозные масштабы события (Соф.1:2-4,12,16-18) позволяют предположить, что пророк имеет в виду необычный мощный светильник (например, радиант), ярко освещающий в течение ночи, как минимум, большой город.

Иоанн в одном из видений слышит, что камням говорят люди, скрывшиеся в пещерах и ущельях гор: ” падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца” (Отк.6:15,16). В другом случае Иоанн сам видит Бога, лицо Которого сравнивает с ярко сияющим солнцем: “лицо Его – как солнце, сияющее в силе своей” (1:16). «Лик Божий» – радиант Сына Человеческого, действительно, будет сиять, словно солнце в силе своей.

В параллельных стихах Книги Пророка Исаии (Ис.2:10,19,21) страх Господа и слава (более точный перевод, «блеск») величия Его, по-видимому, также означают радиант.

Ещё одно название тайника силы Божьей, использованное Иоанном,- точило, точнее: “великое точило гнева Божия” (Отк.14:19) или “точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя” (19:15). Точилом в старину называлась яма, в которой ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок [Л.16, стр.567].

Тот же образ точила находим у пророка Исаии, описывающего пришествие Господа в день мщения (Ис.63:1-6): “Отчего же одеяние Твоё красно и ризы у Тебя как у топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё …”.

Этот необычный образ раздавленных яростью и гневом Бога людей, как виноград в точиле под ногами топчущего, не следует трактовать буквально. Ведь за “точило гнева Божия” Иоанн и Исаия принимают, вероятнее всего, радиант (яма, уста, отверстие в небосводе), метеорные следы которого подобны брызгам крови. Красное же небо уподобляют червлёным ризам, одежде, обагрённой кровью.

Итак, проведенное исследование Библии позволяет предположить, что признаком (показателем) Второго пришествия Иисуса Христа явится завершение проповеди Евангелия миру, а знамением (знаком) Его пришествия послужит радиант.

Владилен Зарипов, для ProChurch.info

Владилен Зарипов, дьякон церкви “Добрая пристань”, старший научный сотрудник Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”.

Киев, Украина.

_____________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА

1. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.

2. Янгрен П. Знамение.- Киев: Варух, 1998.- 192 с.

3. Новая Женевская учебная Библия.2-е изд.- Bielefeld: Hanssler-Verlag, 2001.- 2052 с.

4. Уильям Макдональд. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1467 с.

5. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.

6. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П. Том 3: Новый Завет. 2-е изд.- Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.- 612 с.

7. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Євангелій. Том 2.- Київ: Дорога правди, 1993.- 618 с.

8. Канатуш В.Я. Тайны Апокалипсиса.- Минск: Церковь Пробуждение, 1993.- 168 с.

9. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.

10. Роберт Ван Кампен. О восхищении церкви – просто и доступно.- М.: Триада, 2000.- 232 с.

11. Джордж А. Майлз. Схемы пророчеств.- Киев-Одесса: ВСМ, 1995.- 50 с.

12. Карев А.В., Мицкевич А.И., Попов В.А. Экзегетика.- СпБ: Библия для всех, 1997.- 208 с

13. Паула Клиффорд. Последнее время.- СпБ: Мирт, 2000.- 219 с.

14. Библия.- Москва: Российское библейское общество, 1998.-1376 с.

15. Библейская энциклопедия.- Москва: Российское Библейское общество, 1996.- 352 с.

16. Толкование новозаветных посланий и Книги откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (0)
цитата ответить 23 Сен. 2007 в 09:01 Имянуил Фамильев:

Да вы лучше самого сына человеческого осведомлены о том, как и когда и что Это будет! Будьте добры - покомандуйте Царём царей. Укажите верный путь заблудшему антихристу. Христос-то уже объявился. Это значит, что внук человеческий - Антихрист. Оба есть, готовы, начинаем представленье!

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Апрель 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5