22 Ноябрь 2024
 

Ежегодное послание Ющенко к Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении Украины: религиозно-политические аспекты

Александр ЗАЕЦ, директор Института религиозной свободы, г.Киев

В начале работы последней сессии парламента Президент Украины В.Ющенко в соответствии с Конституцией Украины обратился с ежегодным посланием к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины.

Само послание Президента Украины к парламенту состоит из двух частей. Первая – это обращение Президента Украины к Верховной Раде Украины в связи с посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году», которое было оглашено Президентом Украины В.Ющенко 9 февраля этого года с парламентской трибуны. Вторая часть - это доклад «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году», в котором определяются и исследуются актуальные проблемы развития Украины и намечаются пути их решения.

Если говорить о религиозных аспектах ежегодного послания, то следует заметить, что этому вопросу было отведено место в обеих частях президентского послания.

Религиозные аспекты в обращении Президента Украины к Верховной Раде Украины в связи с Посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году»

В обращении к парламенту в связи с Посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году» конфессиональному вопросу было посвящено три абзаца. Приведём их согласно тексту обращения, размещённому Пресс-службой Президента Украины на сайте «Официальное Интернет-представительство Президента Украины»:

“...Третье стратегическое направление – улучшение качества жизни граждан, консолидация общества и возрождение духовных ценностей нации.

...Украина издавна была родным домом для представителей многих национальностей. На нашей земле мирно сосуществовали последователи разных религиозных традиций. И сегодня Украина является одним из немногих постсоветских государств, в котором сохраняется межнациональный мир. Это одно из наибольших наших достижений, и мы должны им дорожить. Наша обязанность – дальнейшее утверждение межнационального согласия, предотвращение возникновения конфликтов на национальной или религиозной почве. Представители каждого этноса должны чувствовать себя в Украине лучше, чем на своей исторической родине.

...Не могу обойти наиболее чувствительную для общества проблему религиозной сферы – неестественное разъединение православных церквей Украины. Неоспоримой является необходимость преодоления существующих между крупнейшими православными юрисдикциями противоречий и утверждения единой поместной соборной первоапостольской православной церкви. Безусловно, ее становление рассматривается в общем контексте развития и утверждения национальной идентичности украинцев. Учитывая стратегическое значение этого вопроса, государство вправе его активно поднимать и, не вмешиваясь во внутренние церковные дела, содействовать его разрешению...”

Религиозные аспекты в докладе «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году»

В докладе «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году» религиозным аспектам посвящен подраздел 2.4 «Усовершенствование общественно-религиозных отношений» главы 2 «Развитие человека – путь Украины в будущее».

Приведём данный текст согласно официальному изданию доклада, отпечатанному Информационно-издательским центром Госкомстата Украины (стр. 33, 34):

“2.4. Усовершенствование общественно-религиозных отношений.

Полноценное обеспечение права на свободу совести является необходимой предпосылкой развития демократического общества. Во всей истории формирования Украинской нации, её культуры, мировоззрения, моделей поведения очевидным является религиозное влияние. Сегодня в конфессиональной среде обозначились следующие тенденции.

Наблюдается устойчивый рост институционной сети религиозных организаций. Активизируется участие конфессий в публичной (общественной и культурной) жизни страны. На начало 2005 года количество общин верующих по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 912 единицы, монастырей – на 13, миссий – на 15, духовных учебных заведений – на 10, периодических изданий – на 28, воскресных школ – на 538 и т.д.

Некоторыми религиозными организациями активно инициируется внедрение в учебно-воспитательный процесс предметов, в основу которых положены духовные религиозные ценности. Это требует предельной взвешенности. С одной стороны, общество в целом осознает необходимость воспитания у молодого поколения уважения к религиозным традициям. С другой – стабильность в обществе обеспечивает только толерантность и соблюдение действующих норм Конституции, согласно которым церковь отделена от школы.

Стабильно высоким является авторитет религиозных структур в обществе. Религиозные объединения пользуются значительным доверием у населения по сравнению с другими учреждениями и организациями. Им доверяют от 40% до 60% украинцев.

Заметным остается политизация религиозно-церковной жизни, особенно в период избирательных кампаний.

Актуализируется переговорный процесс относительно укрепления Украинской Поместной Православной Церкви. Из трёх юрисдикций православия в Украине диалог ведут в основном УПЦ КП и УАПЦ. Но до сих пор усилия иерархов и священников на ниве созидания Поместной Православной Церкви нельзя назвать вполне результативными.

Учитывая опыт развития религиозной среды в течение лет государственной независимости, ориентирами развития конфессиональной среды на будущее должны стать следующие приоритеты.

1. Конституирование Украинской Поместной Православной Церкви. Её утверждение – насущная необходимость, продиктованная временем. К подобному мнению склоняют несколько существенных обстоятельств. Во-первых, существует тысячелетняя традиция Украинского народа, пронизанная идеей фундации национально-ориентированной православной институции. Во-вторых, Апостольские правила определяют право каждого народа иметь собственную поместную Церковь. В-третьих, достаточным аргументом является и мировая практика. Страны с доминирующей долей православного населения (Болгария, Греция, Грузия, Россия, Румыния и т.д.) имеют свои поместные православные церкви, что положительно влияет на духовное развитие этих наций.

2. Разработка и внедрение в жизнь эффективного политико-правового механизма регламентации общественно-религиозных и государственно-церковных отношений. Украина стремится интегрироваться в европейское сообщество, а значит, ей не обойтись без соответствующего законодательства относительно свободы совести и вероисповедания. Действующий закон в определенной степени устарел. Необходимо осуществить модернизацию законодательства в данной сфере.

3. Утверждение и развитие партнерских отношений между Государством и Церковью. Обе стороны должны максимально конструктивно сотрудничать на ниве разрешения наболевших социальных проблем.

Для гармонизации общественно-религиозных отношений необходимо:

- обеспечить принятие в новой редакции Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях”;

- обеспечить равное отношение ко всем вероисповеданиям и религиозным организациям на всех уровнях во всех регионах и неуклонное соблюдение законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций, всеми субъектами правоотношений;

- способствовать, не вмешиваясь во внутренние дела церквей, налаживанию конструктивного диалога между православными юрисдикциями Украины и разрешение противоречий между ними;

- актуализировать процесс возвращения религиозным организациям бывших культовых строений и имущества на законодательной основе;

- способствовать привлечению религиозных организаций к сотрудничеству в социальной сфере, в частности к работе с детьми, лишенными родительской опеки, обеспечения духовных потребностей людей, лишенных свободы;

- для усовершенствования отношений Украинского государства и эффективной защиты прав церквей и религиозных организаций целесообразно (вместо ведомственного Государственного департамента по делам религий в составе Министерства юстиции Украины) создать Совет по вопросам обеспечения свободы совести и вероисповеданий при Кабинете Министров Украины, как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом.

Данные шаги ускорят реальную интеграцию Украины в круг народов Объединённой Европы на основе демократических ценностей”.

Кроме того, религиозная тематика затрагивается в подпункте «Региональные особенности гуманитарного пространства» пункта 5.1.1 «Общественно-политическое измерение развития регионов» подраздела 5.1 «Тенденции регионального развития Украины на современном этапе» главы 5 «Государственная региональная политика» (стр. 111 доклада):

“...Существенно разнится религиозно-церковная среда Украины. Сосредоточения УГКЦ доминируют в западных областях, УПЦ МП – в восточных, северных и южных, общины мусульман – в Крыму и т.д. При условиях чрезмерной политизации религиозно-церковной жизни, что, собственно, и происходит в украинском обществе, конфессиональный регионализм является потенциальным источником дестабилизационных и дезинтеграционных процессов. Кроме того, внутрицерковные споры подрывают авторитет традиционных для Украины церквей и стимулируют распространение нетрадиционных религиозных течений, что угрожает стабильному духовному развитию общества и создает угрозу национальной безопасности государства.

Объединение восточных и западных украинцев в духовном, культурном, идеологическом и политическом аспектах возможно лишь через утверждение идеи Соборной Независимой Украины украинцев как единого национально-политического организма...”

Ситуативный анализ религиозных аспектов в послании Президента Украины к парламенту «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году».

Ежегодное послание Президента Украины к Верховной Раде Украины является определённым ориентиром для политической и управленческой элиты страны при осуществлении ею своих полномочий. С учетом этого, вопросы относительно религиозной сферы, затронутые в послании Президента Украины к парламенту имеют важное значение в контексте обеспечения права человека на свободу совести и вероисповедания в Украине.

Как это исходит из обращения Президента Украины В.Ющенко к Верховной Раде Украины в связи с посланием Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году», провозглашенным им с парламентской трибуны 9 февраля 2006 года, вопрос относительно утверждения “единой поместной соборной первоапостольской православной церкви” или “конституирование Украинской Поместной Православной Церкви”, как указано в докладе «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году», определен Главой государства как такой, который имеет “стратегическое значение”, и что “государство вправе его поднимать”.

Каким образом этот вопрос будет реализовываться на практике, так чтобы при этом не нарушались конституционные нормы в отношении отделения церкви и религиозных организаций в Украине от государства, не было вмешательства государственного фактора во внутренние дела православных юрисдикций (церквей) Украины и не было дискриминации в обществе по признакам религии, в президентском послании приведено не было. Аргументы, которые приводятся в тексте доклада относительно того, почему государство “вправе” поднимать вопрос относительно “конституирования Украинской Поместной Православной Церкви” являются довольно противоречивыми. Много вопросов вызывает также слово “конституирование”, которое употребляется в данном контексте.

Нельзя также оставить без внимания факт/попытку определить в тексте доклада ориентиры и приоритеты “развития конфессиональной среды на будущее”. Подобная постановка вопроса является некорректной, учитывая вышеуказанный конституционный принцип относительно отделения церкви и религиозных организаций в Украине от государства.

Если исходить из логики текста подраздела 2.4 «Усовершенствование общественно-религиозных отношений» получается, что вопросами конституирования Украинской Поместной Православной Церкви, разработкой и внедрением в жизнь “эффективного политико-правового механизма регламентации общественно-религиозных и государственно-церковных отношений”, усовершенствованием “отношений Украинского государства и Церкви” и т.д., должен заняться Совет по вопросам обеспечения свободы совести и вероисповеданий при Кабинете Министров Украины. Создать такой совет, как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, предлагается вместо Государственного департамента по делам религий, который сейчас действует как правительственный орган государственного управления в составе Министерства юстиции Украины.

Учитывая то, что недавно, в апреле 2005 года, Президент Украины ликвидировал Государственный комитет Украины по делам религий, который, кстати, имел статус центрального органа исполнительной власти (но без специального статуса), предложение относительно повышения статуса Госдепрелигий выглядит несколько непоследовательным. С другой стороны, если взять во внимание определение центрального органа исполнительной власти со специальным статусом в соответствии с Указом Президента Украины «О системе центральных органов исполнительной власти» от 15.12.1999 года № 1572/99 и обозначенные в послании приоритеты относительно “развития конфессиональной среды на будущее”, то тогда это предложение, наоборот, выглядит более последовательным, чем нет.

Но в таком случае существует большая вероятность того, что заняв позицию “буфера” в отношениях между конфессиями и государственными органами власти, этот орган превратится в административный рычаг влияния на религиозную среду Украины. В связи с этим должность руководителя Совета по вопросам обеспечения свободы совести и вероисповеданий при Кабинете Министров Украины очень быстро может приобрести политический вес и стать привлекательной при распределении должностей в исполнительной власти после парламентских выборов. Это, в свою очередь, соответствующим образом может повлиять на дальнейшую политизацию церковно-религиозной жизни и затормозить развитие государственно-конфессиональных отношений в Украине, основанных на партнерских началах.

Из положительных моментов, содержащихся в подразделе 2.4 «Усовершенствование общественно-религиозных отношений» доклада «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году», следует отметить ряд актуальных предложений относительно гармонизации общественно-религиозных и государственно-церковных отношений таких, как возвращение религиозным организациям бывших культовых строений и имущества на законодательной основе, привлечение религиозных организаций к сотрудничеству в социальной сфере, принятие в новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», содействие межконфессиональному диалогу, а также стремление обеспечить равное отношение ко всем вероисповеданиям и религиозным организациям на всех уровнях во всех регионах и неуклонное соблюдение законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций, всеми субъектами правоотношений.

Кроме этого, следует также отметить, что в докладе был актуализирован вопрос относительно конфессионального регионализма в Украине (подпункт «Региональные особенности гуманитарного пространства» пункта 5.1.1 «Общественно-политическое измерение развития регионов» подраздела 5.1 «Тенденции регионального развития Украины на современном этапе» главы 5 «Государственная региональная политика»), который при условиях политизации церковно-религиозной жизни определен как потенциальный источник “дестабилизационных и дезинтеграционных процессов”. Вместе с этим определенное беспокойство и удивление вызывают сентенции относительно “традиционных церквей” и “распространения нетрадиционных религиозных течений” в контексте угрозы “стабильному духовному развитию общества” и “национальной безопасности государства”.

Суммируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что многих противоречивых и некорректных моментов в нынешнем послании Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины относительно религиозной сферы можно было избежать, если бы власть имела реальный диалог с конфессиями. Одной из таких “платформ” для ведения диалога с религиозными организациями могла бы стать рабочая группа по вопросам свободы совести при Секретариате Президента Украины, которую должны были создать во исполнение поручения Президента Украины от 08.07.2005 года по результатам встречи Главы государства с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, но которая, по неизвестным причинам, не была создана.

Между тем, для государства нет более эффективного способа, чтобы лучше понимать нужды религиозной свободы, чем диалог и проведение консультаций с представителями церквей и религиозных организаций. Именно потому этот принцип был зафиксирован в пункте 16.5 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, к которому Украина имеет непосредственное отношение как государство-член ОБСЕ.

wolua.org

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Ноябрь 2024

    П В С Ч П С В
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1