03 Май 2024
 

Христиане переосмыслили опыт великой Победы

Со школьной скамьи Великая Отечественная война ассоциируется со знаменем
над рейхстагом в Берлине, с помпезным Парадом Победы на Красной площади,
на котором Сталин машет рукой народу и маршалу Жукову, гарцующему на белом
коне. У верующих, которые были гонимы в сталинскую эпоху, образ войны
совершенно другой - в нем отсутствует гордость за мощь репрессивного
государства и триумф главного безбожника и генералиссимуса Сталина.
Евангельские верующие (баптисты, евангелисты, пятидесятники и адвентисты),
которые были загнаны в подполье еще в 30-е гг., сражались в 1941-1945 гг.,
прежде всего, за благополучие своей Родины, своей семьи и каждого
отдельного человека. Осознание исторического опыта не порождает в
протестантской среде споров о роли Сталина, а также о том, насколько плох
или же хорош был опыт заградительных отрядов.
Как показала XII конференция “Заокские чтения” на тему “Протестантизм в
Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию
победы над фашизмом)”, состоявшаяся 26-27 апреля в поселке Заокский
Тульской области, осмысление опыта приводит протестантов к обсуждению
собственного места в современном обществе.

Впрочем, необходимый тон в научном собрании был задан представителями
органов власти. Глава администрации Заокского района Тульской области
Анатолий Гуров заметил, что проведение конференции в Заокском
адвентистском университете - это добрый знак того, что отношения власти и
церквей вполне нормальные. А. Гуров отметил, что адвентисты седьмого дня
ведут большую работу в Центральной районной больнице, где их усилиями было
отремонтировано детское отделение и оказана помощь “самым маленьким
заокчанам”. По словам чиновника, это служение не забудется так же, как и
народный подвиг во время войны. Специалист по работе с религиозными
объединениями администрации Тульской области Евгений Бобков добавил к
сказанному, что встречи ученых, представителей власти и верующих помогут
преодолеть тот холодок, который присутствует пока в отношениях между
чиновниками и протестантами.

Победа военная в устах главы Западно-Российского объединения Церкви
христиан-адвентистов седьмого дня Василия Столяра сразу приобрела
социальный оттенок. В. Столяр призвал верующих исполнить пожелание
президента В. Путина, которое он высказал представителям протестантских
церквей на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями
при президенте РФ осенью 2004 года. Как отметил лидер адвентистов,
Владимир Путин сказал, что протестанты должны быть больше вовлечены в
общественную жизнь страны. В то же время евангельские лидеры осознают, что
к отношениям с государством в российских условиях надо относиться
осторожно, так как благожелательность власти в советское время не раз
приводила некоторых служителей к позорным компромиссам. Глава Российской
Церкви христиан веры евангельской епископ Павел Окара подчеркнул, что еще
в 50-е-60-е гг., когда пасторами в пятидесятнической церкви были его дед и
отец, ни о каких проектах и конференциях не могло быть и речи. С точки
зрения П. Окары, “сейчас надо быть предельно благоразумными к тем
переменам и возможностям, которые подарены нам Богом. У нас пока
одинаковые возможности, и главное - то, как мы пройдем свой путь”.

Анализ современных возможностей протестантского сообщества в России был
дан целом ряде докладов, которые прочитали на Заокской конференции
светские ученые. Глава Центра по изучению проблем религии и общества
Института Европы РАН профессор Анатолий Красиков в своем докладе “Проблемы
войны и мира в доктринах религиозных организаций России” отметил
миротворческий характер социальных концепций протестантов
(общепротестантской позиции по социальным вопросам, социального учения
адвентистов и концепции Российского объединенного союза христиан веры
евангельской), которые появились вслед за публикацией соответствующей
концепции Русской Православной Церкви.

Проблема выживания церкви в военное время и современном обществе была
поставлена в докладе доцента Донецкого университета Михаила Черенкова
“Христианские церкви в годы Второй мировой войны. К вопросу об
ответственности”. По его словам, верующие должны осознавать, что они
сталкиваются не только с пережитками посттоталитарного общества, но и с
уже постхристианским обществом. Как отметил М. Черенков, для РПЦ МП
Великая Отечественная война была фактически спасением - она дала шанс на
выживание. Война также предопределила следование руководства РПЦ МП в
фарватере сталинской политики, идеологическую поддержку геноцида
российских немцев, искреннее восхваление иерархами фигуры самого диктатора
Сталина и т. д. Только глубокое переосмысление исторического опыта, как
заметил М. Черенков, поможет христианству, пережившему отношения с
советскими органами власти, начать все заново.

О том, как развивается в России молодое протестантское движение, не
имеющее столь опасного груза прошлого, рассказал Юрий Зуев, доцент
Российской академии государственной службы в своем докладе
“Православно-протестантские отношения в современной России: препятствия и
предпосылки к позитивному развитию”. Прежде всего, Ю. Зуев отметил
динамичное развитие всех протестантских направлений и оценил их общую
численность, по крайней мере, в полтора миллиона верующих. По подсчетам
исследователя, в несколько раз возросла доля зарегистрированных в органах
юстиции представителей пятидесятнических, баптистско-евангелистских и
адвентистских общин, хотя по данным из официальных реестров и трудно
судить о реальном числе общин и групп, а также их филиалов. По мнению Ю.
Зуева, в последние годы усилилось взаимодействие различных евангельских
течений и церквей между собой. В регионах обычным делом стало проведение
пасторских и межконфессиональных советов. Идейной платформой для
большинства общин стала Социальная позиция протестантских церквей России.
Кроме того, Ю. Зуев отметил стремление протестантов к диалогу с другими
конфессиями и, прежде всего, с РПЦ МП, как с самой массовой религиозной
структурой в стране. Однако священноначалие официальной Церкви, по словам
Ю. Зуева, отнюдь не испытывает внутренней потребности в таком диалоге.
Священники и региональные епископы часто уклоняются от общения с
евангельскими служителями и довольно часто нетерпимо относятся к
социальной, миссионерской и культурной работе протестантов. Для
евангельских церквей, как отмечалось в докладе Ю. Зуева, нет социальных,
национальных и конфессиональных границ, в отличие от католиков, которые
могут открыто заявлять о том, что они ни на что не претендуют и останутся
в российском обществе меньшинством и в будущем. Активность протестантизма
раздражает националистов. Учитывая антизападные и ультра-патриотические
тенденции в православно ориентированных кругах, атмосфера для
веротерпимости в российском обществе, по словам Ю. Зуева, сейчас
складывается неблагоприятная. Когда традиционные ценности воспринимаются в
качестве панацеи от всех бед, от неудачных реформ и морального разложения
общества, тогда очевидна необходимость обращения к либеральным ценностям
для того, чтобы ситуация в обществе не стала еще более нездоровой.

В восприятии исторических событий между РПЦ МП и протестантами есть
различие, в том числе и из-за специфики цивилизационной природы этих
христианских конфессий. Как отметил Ю. Зуев, а вслед за ним и целый ряд
докладчиков из числа евангельских верующих, протестантизм уделяет большое
внимание личности человека, отношениям между членами общины. Православная
Церковь в России берет на себя ответственность за каждого крещеного в
младенчестве в ее лоне человека, даже независимо от того, исповедует ли он
православное вероучение. РПЦ МП удерживает человека и оказывает на него
давление, заставляет его проявлять корпоративную солидарность и брать на
себя коллективную ответственность. Но данные цивилизационные качества, по
мнению Ю. Зуева, касаются по большей части официальной церкви, и
отсутствуют, к примеру, у православных альтернативных юрисдикций, живущих
в Западной Европе и США. О том, какое давление оказывают православные
националисты на общество с целью опорочить и унизить россиян из числа
баптистов, адвентистов или пятидесятников рассказали директор Уральского
филиала Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) Василий Ничик,
а также секретарь Приволжского отделения МАРСа Алексей Бритов. Доклад
“Православие и протестантизм: богословское осмысление отношений на пути к
“общему деланию”, прочитанный зам. координатора Военно-христианского союза
Северо-Запада России Виктором Шленкиным, поразил присутствующих выводом о
том, что протестантов и православных объединяет христологическое
богословие и Конституция РФ. По всем остальным вопросам у РПЦ МП не может
быть единого мнения, так как обязательные для членов Церкви решения могут
принимать только соборы, которых уж давно не было.

При традиционно небольшом внимании евангельского сообщества к научным
проблемам, к изучению исторического прошлого страны и протестантских
Церквей в России, следует признать необыкновенную способность прагматичных
идеологов российского евангелизма обратить обсуждение любых вопросов в
дискуссию об актуальных социальных проблемах современного общества.
Обостренное восприятие человеческой судьбы конкретного россиянина в глазах
адвентистов или пятидесятников, в том числе и в контексте празднования
60-летнего юбилея Победы в Великой отечественной войне, связано, по
преимуществу, с тем, что советское государство всегда с крайним
пренебрежением относилось к личности. А в 1941 году безжалостно бросило
миллионы личностей в мясорубку войны - об этом протестанты точно помнят.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Май 2024

    П В С Ч П С В
    29 30 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2